Сегодня Александр Захарченко без преувеличения шокировал многих представителей как украинской, так и российской власти своим заявлением о провозглашении нового государства — Малороссии.
«Ситуация зашла в глухой тупик. Мы предлагаем план реинтеграции страны… Чтобы остановить гражданскую войну мы обсудили ситуацию и пришли к выводу, что Украина показала себя как несостоявшееся государство. Киевский режим не в состоянии оставить гражданскую войну… предлагаем учредить государство Малороссия. Малороссия — независимое молодое государство. На переходный период до 3 лет», — сказал Захарченко.
В конституционном акте Малороссии говорится о том, что это молодое государство — правопреемник Украины.
«Мы, представители регионов бывшей "Украины" (за исключением Крыма), заявляем об учреждении нового государства, которое является правоприемницей Украины. Мы согласны в том, что новое государство будет называться Малороссия, так как само название «Украина» дискредитировало себя», — говорится в соответствующем документе, представленном в Донецке.
Президент Украины Петр Порошенко заявил, что Малороссию ждет та же судьба, что и Новороссию — объединение ДНР и ЛНР.
«Проект «Новороссия» был похоронен. Украина восстановит суверенитет над Донбассом и Крымом», — передал Цеголко слова Порошенко.
Аналогичное заявление сделал и глава украинского Генштаба Александр Муженко.
В свою очередь председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников полагает, что заявление главы Донецкой народной республики Александра Захарченко об учреждении государства Малороссия можно понять по-человечески, но не с точки зрения Минских соглашений по урегулированию ситуации на востоке Украины.
«Как глава комитета, я этого (решение Захарченко об учреждении Малороссии — ред.) поддержать не могу. Но как человек, как коммунист, как депутат я давно призываю Россию признать эти государства (ДНР и ЛНР)», — отметил Калашников.
Позднее спикер парламента ЛНР Владимир Дегтяренко опроверг участие официальных представителей ЛНР в заседании представителей регионов Украины в Донецке, где глава Донецкой Народной Республики Александр Захарченко заявил об учреждении нового государства — Малороссии. При этом Дегтяренко заявил о готовности обсудить эту инициативу, если соответствующее предложение поступит властям ЛНР.
Более того, председатель Народного Совета ДНР Денис Пушилин также был удивлен заявлением Захарченко относительно Малороссии.
«Создание государственного образования Малороссия могло бы стать интересной инициативой. Однако, на мой взгляд, подобные вопросы правильнее предварительно выносить на обсуждение парламента и всенародного референдума. Вопрос дискуссионный, и мы должны знать мнение общества», — говорится в заявлении спикера парламента.
Пушилин подчеркнул, что пока идея создания Малороссии не подкреплена нормативными актами ДНР и ЛНР и не получила однозначной оценки как в Народных Республиках, так и в Российской Федерации. «При постановке таких задач руководством — мы готовы к обсуждению», — подчеркнул спикер парламента ДНР.
Специально для Ukraina.ru ситуацию с провозглашением Малороссии прокомментировал первый глава ДНР Александр Бородай.
- Почему сейчас прозвучало заявление Захарченко о создании Малороссии?
— На мой взгляд, заявление, конечно, веселое, но несколько преждевременное. Я не сомневаюсь, что у многих начальников на нынешней Украине от этого заявления резко подскочило давление. Другое дело, что на сегодняшний день… Вы знаете, слово Малороссия мне нравится не меньше, чем Новороссия, но будем исходить из объективной реальности. Заявление еще, мягко говоря, не созревшее, несколько преждевременное, и рассчитывать на его практическую реализацию сейчас, откровенно говоря, не приходится.
Тем более что формально обе республики Донбасса еще находятся в режиме соблюдения Минских соглашений. Поэтому, откровенно говоря, рассчитывать на то, что наступит какая-то реализация этого проекта здесь и сейчас не приходится.
— Так каковы, по вашему, причины обнародования конституционного акта и политической декларации Малороссии?
— Мы понимаем, что стороны, по сути дела, устали от трехлетней практически не прекращающейся войны, хотя и ведущейся с определенного периода в несколько менее активном и горячем режиме, чем раньше. И украинская сторона делает какие-то нелепые показушные заявления. Ну, периодически и наша сторона, то есть сторона Донецкой и Луганской народных республик, делает какие-то заявления, которые можно относить по большей части к актам информационной войны и пиара. На мой взгляд, пока это заявление (Александра Захарченко о Малороссии — ред.) именно такого характера.
- То есть вы считаете решение главы ДНР о провозглашении Малороссии ошибочным?
— Я не собираюсь в данном случае как-то критиковать своего преемника Александра Захарченко, но в то же время относиться серьезно к вот этому проекту Малороссия, тем более, что, насколько я знаю, он никак не согласован с представителями Луганской народной республики, пока нельзя.
Правда, внутри этого проекта лежит тезис об объединении уже двух существующих республик. Подчеркиваю, этот тезис более интересен сам по себе, потому что это объединение в принципе, со многих точек зрения выглядело бы естественным еще в 2014 году. Но тогда это объединение не произошло, в последующие годы тоже — но подумать о том, чтобы объединить две Народные республики нужно самым настоятельным образом.
- А вся остальная Малороссия — ведь Захарченко говорил не только о ДНР и ЛНР?
- А вот вся остальная Малороссия — это некий проект, если хотите, миф — это то, к чему можно стремиться. Хотя вот я лично стремился бы к Малороссии в составе Российской Федерации. Но то, о чем мечтается, то, что представляется желательным, и реальность, как говорят в Одессе, — «две большие разницы».
А то, что нынешняя киевская Украина это государство, которое, на мой взгляд, на сегодняшний день является политическим недоразумением — ну я это всегда говорил и подтверждаю это еще раз. И я думаю, что история, которая, к сожалению, развивается не так быстро, как всем хотелось бы, это мое утверждение подтвердит.