Сегодня директор Human Rights Watch в Евросоюзе Лотте Лейхт призвала представителей ЕС на будущем саммите в Киеве настоять на соблюдении прав человека в Украине. В правозащитной организации обеспокоены тем, что происходит в стране.
«Киев отменил некоторые обязательства в области прав человека, не испытывая особой реакции со стороны своих европейских партнеров», — заявила Лейхт.
В качестве одного из примеров приводится судьба украинского журналиста Руслана Коцабы, который сейчас отстаивает свою правоту в судах.
«В июне Высший специализированный суд в Киеве аннулировал оправдание 2016 года журналиста и блоггера Руслана Коцабы, который ранее был осужден по обвинению в государственной измене за призыв к бойкоту воинской повинности — мобилизации» — отмечают в Human Rights Watch.
Очередное судебное заседание по делу журналиста планируется завтра, 13 июля.
Ukraina.ru поговорила о деле Коцабы и состоянии защиты прав человека на Украине с правозащитником Владимиром Чемерисом.
Как вы прокомментируете дело Коцабы, суд на которым должен состояться завтра? Какие возможные перспективы этого дела?
— Дело Коцабы нужно рассматривать в контексте общей ситуации с правами человека на Украине. У нас официально СБУ заявило, что 36 людей, которые писали заметки в соцсетях, привлечены к ответственности, у нас 15 мая вынесли приговор в Херсонской области Эдуарду Коваленко за выступление на митинге против мобилизации, у нас блокируют интернет-ресурсы и сейчас мы видим тотальное наступление на гражданские права, в первую очередь на свободу слова, право выражения собственного мнения, свободу собраний, о чем сегодня заявили в Human Rights Watch, обратившись к представителям Евросоюза, чтобы они на саммите Украина-ЕС подняли вопрос с правами человека.
То, что Коцаба в свое время был оправдан ивано-франковским апелляционным судом по всем статьям, а ему инкриминировалось и противодействие украинской армии, и предательство Родины, и то, что 7 июня Высший специализированный суд отменил этот оправдательный приговор и вернул дело на повторное рассмотрение, означает, что у нас на Украине началось «закручивание гаек». Очевидно, что это позиция власти, которая боится акций протеста, того, что люди, несмотря на официальную пропаганду, услышат другую точку зрения. Такие процессы у нас, к сожалению, происходят. Но это означает, что дела у нашей власти не совсем хороши: она не может ничего противопоставить, кроме силовых действий, судебных процессов. Это значит, что скоро нам можно будет ожидать каких-то изменений.
Вы вспомнили о Human Rights Watch. Несмотря на то, что это международная правозащитная организация, которую некоторые украинские СМИ и политики обвиняют в работе на Кремль. Чем вызваны подобные обвинения?
— У нас звучат обвинения в адрес организации Amnesty International, которая объявила Коцабу узником совести, в том, что они работают на Кремль. У нас звучат обвинения в адрес ОБСЕ в том, что они работают на Кремль: и мониторинговая миссия ОБСЕ и представитель организации по свободе слова Дунья Миятович. Все, кто выражает точку зрения, не совпадающую с точкой зрения официальной пропаганды и ультраправых групп, у нас обвиняются в работе на Кремль. Если нет других аргументов, нечего сказать в ответ, нужно просто сказать «агент России». Это дежурные обвинения. В условиях, когда есть много людей на Украине, которые боятся судьбы Коцабы или даже судьбы Бузины, в защиту прав человека у нас выступают международные организации такие, как Human Rights Watch, Amnesty International, ОБСЕ.
У этих организаций есть представительства на местах. Всегда ли их сотрудники разделяют то мнение, которое выражает организация? Можно ли сказать такое о Human Rights Watch?
— Я не слышал, чтобы члены организации Human Rights Watch на местах имели отличную от выражаемой организацией точку зрения. Конечно, у каждого человека может быть своя точка зрения. Тут следует учитывать и украинскую специфику. Мы уже отмечали то, под каким давлением находятся правозащитники на Украине. Исходя из соображений безопасности люди могут не говорить, молчать по поводу тех или иных нарушений.
Могут ли правозащитники встречаться с дипломатами других стран, в частности — с представителями США? Чем это оправдывается?
— Такие встречи есть и могут быть. И мы говорим не только о представителях правозащитных организаций. Мы говорим о заявлениях представителей европейских правительств, администрации США в отношении нарушений гражданских прав. Все это существует. Более того, по делу Коцабы делали заявления представители европейских стран. Возможно, этим и объясняется то, что год назад его оправдали.
Эти встречи нужны. Такая реакция, как правозащитных организаций, так и правительств и межправительственных объединений ЕС по правам человека очень важна для нас. С другой стороны, мы должны понимать, что существуют политика и дипломатия и иностранные правительства рассматривают правительство Украины как инструмент в определенной дипломатической и политической борьбе. И пока это давление очень и очень мягкое. И это вызывает обеспокоенность.
Почему?
— У нас продолжается систематическое нарушение гражданских прав. Пока что у нас есть заявление Human Rights Watch. Увидим, будут ли какие-то заявления на саммите ЕС-Украина, в частности и по делу Коцабы.