Европейские политики возмущены действиями Трампа, который с большим скандалом инициировал выход США из Парижских соглашений по климату. Они заявляют, что это решение может спровоцировать наступление глобального экологического кризиса, ускорив темпы глобального потепления. Однако, от этой риторики исходит неприятный душок лицемерия — ведь те же самые европейские страны, которые так пекутся на словах о решении экологических проблем, активно создают условия для реальной экологической катастрофы, которая прямо сейчас происходит в украинских Карпатах.
Год назад, в начале июня 2016 года Международный валютный фонд и Евросоюз ультимативно потребовал от Украины снять мораторий на экспортные поставки леса в Европу, угрожая заморозить кредиты, в которых остро нуждается киевское правительство. По словам заместителя министра экономического развития и торговли Украины Натальи Микольской, запрет на экспорт древесины препятствует получению второго и третьего транша ЕС в размере 1,2 млрд. евро. Причем, европейские чиновники особо напирают на то, что он противоречит условиям соглашения Ассоциации с Евросоюзом, ради которого выходили на «евромайдан» украинцы.
«Мораторий на вывоз объективно воспринимается нашими партнерами как нарушение Соглашения об ассоциации», — констатировала вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе. Полностью зависимые от «доноров» украинские власти послушно поддаются этому шантажу, и можно не сомневаться, что ограничения на экспорт древесины будут частично или полностью сняты. А это значит, что Украина уже в ближайшие годы лишится своего лесного фонда, как это уже было первой половине ХХ века, когда карпатские леса бесконтрольно сводили для экспорта в европейские метрополии. Впоследствии их с немалыми затратами восстанавливали в тоталитарные советские времена. Причем, на то, чтобы вырастить гибнущие сейчас деревья, ушло не менее пятидесяти лет — жизнь нескольких поколений людей.
Деревообрабатывающим предприятиям европейских стран выгодно покупать украинский лес по заниженным ценам, сохраняя собственные лесные угодья, вырубка которых предусматривает дорогостоящую рекультивацию и грозит конфронтацией с экологическими организациями. «Это скандальная манера поведения, однако, она типична для политики Евросоюза в отношении стран, которые не входят в его состав. Я обратился к федеральному правительству с запросом относительно этого шантажа, и оно подтвердило, что считает свои действия корректными. По словам представителей нашего правительства, взамен на кредиты Украина обязалась отменить мораторий на экспорт древесины и будет ее поставлять. А тот факт, что это будет иметь катастрофические последствия для окружающей среды, игнорируется», — рассказал мне в интервью депутат Бундестага, член Парламентской ассамблеи Совета Европы от Левой партии Германии Андрей Хунко.
«Европейские партнеры уже не стесняются. Украинские машины, механизмы, металлы их не интересуют. На них не снижаются квоты, нет никаких программ поддержки и интеграции. Зато сырье, металлолом, продукция АПК с нулевым уровнем переработки — вполне востребована. Теперь, когда Украина сдала практически все позиции и загнана в угол, самое время поднять вопросы, не решаемые ранее. Хотите кредит на закупку газа? Хотите очередной транш макроэкономической помощи? Отменяйте мораторий на экспорт леса!», — комментирует эту политику шантажа бывший первый вице-премьер-министр Украины Сергей Арбузов. Причем, по его словам, официально озвученные данные об экспорте украинского леса, которыми оперируют власти, не учитывают огромные объемы нелегальной торговли украинской древесиной, благодаря которым она растет даже сейчас, когда пока еще действует мораторий.
«На самом деле, в условиях безвластия даже при действующем моратории лес-кругляк вывозился под видом изделий, дров, чего угодно. Об этом ярко свидетельствуют данные статистики. За последние два года доля леса в экспорте в ЕС выросла почти вдвое — с 3,6% в 2012 году до 6% в первом полугодии 2016 года. В прошлом году был подписан мораторий, а экспорт увеличился на 16%. Никто этого моратория не придерживается — 70% нашего леса идет в Европу. Что там гоняют из приграничных территорий, учету и вовсе не подлежит. Важно другое: с Украиной переходят на язык грубого диктата. И это новая реальность, с которой нынешней власти приходится жить. К сожалению, не только власти, но и народу Украины», — рассказывает Арбузов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Чернобыльский бизнес на радиоактивном металле
Через Прикарпатье проходят бесконечные эшелоны, груженные вырубленным лесом-«кругляком». Так, жительница Коломыи Светлана Сторчевая насчитала на своей станции не менее ста вагонов с древесиной. Пользователи социальных сетей то и дело выкладывают фотоснимки таких составов, вместе с фотографиями «облысевших» карпатских гор, которые буквально на глазах теряют лесной покров — поскольку вырубка леса достигла невиданных ранее масштабов, и проводится практически бесконтрольно.
«Масштабы катастрофы можно оценить по шокирующим фото облысевших горных склонов с птичьего полета. На одном из них — южный склон горы Попадя, на стыке Закарпатской и Ивано-Франковской областей (где по закону вырубка строго запрещена). Еще в дореволюционные времена (то есть, в 2013 году) здесь густо росли деревья, а теперь зияет огромная плешь. Зеленые Карпаты потихоньку превращаются в пустыню. По информации депутата Закарпатского областного совета Юрия Гнепа, если раньше, к примеру, в Межгорском районе Закарпатья вырубали 40 тысяч кубометров леса, то сейчас — около ста тысяч, - рассказывает журналист Дмитрий Мицкевич. - Одна из самых беспощадных рубок идет недалеко от президентской резиденции в Гуте Ивано-Франковской области. Денно и нощно местные жители валят родной лес. Дороги в здешних краях, по которым практически круглосуточно снуют десятки грузовиков с груженными деревом прицепами, — как после бомбежки (раньше лес сплавляли по реке, но это сложнее и дороже). В каждом втором селе — мини-лесопилки, на которых смереки распиливают на доски и везут в соседнюю Словакию, Венгрию, Польшу».
В результате этой хищнической политики Украина теряет не только свои немногочисленные природные ресурсы, но и остатки своих производственных мощностей. Масштабный вывоз леса привел к тому, что деревообрабатывающие фабрики нашей страны парадоксальным образом страдают от нехватки сырья, простаивая или закрываясь — несмотря на то, что склоны украинских Карпат лысеют буквально на глазах. А произведенная из украинского дерева продукция импортируется на украинские рынки, где растет экспансия иностранных производителей мебели.
«Вырубают все, что можно и не можно. Куда не еду по области — везде лесовозы… Кажется, они и свою деревянную хату рубят и вывезут. А Карпаты останутся лысыми… Почему страны Евросоюза не хотят вырубать свои леса: Словакия и Румыния берегут Татры и Карпаты, а Австрия и Италия — Альпы? Они нацелены на украинский лес, скупают за копейки, производят из него продукцию, а затем продают ее — в том числе нам — втридорога. Если Евросоюз ставит условие предоставления Украине помощи в обмен на снятие моратория на экспорт древесины, тем самым он демонстрирует, что видит в нашей стране сырьевой придаток», — безрадостно констатирует Геннадий Москаль, губернатор Закарпатья, где за последние два с половиной года с пугающей быстротой исчезли целые лесные массивы.
«Мораторий на экспорт леса не понравился странам ЕС, которые покупают у нас дерево за бесценок, производят мебель и продают нам задорого… Европейцы даже выдают дотации фирмам, чтобы те возили древесину из Украины. Сами же свои леса берегут. В Польше, Словакии и Румынии не рубят деревья в промышленных масштабах. Более того, румыны незаконную вырубку приравняли к угрозе национальной безопасности», — соглашается с этим мнением эксперт по лесному хозяйству Игорь Шелудько.
К чему приведет экологическое бедствие, к которому подталкивает нашу страну европейский бизнес? Неконтролируемая вырубка горных лесов неизбежно нарушит гидробаланс Карпат, что приведет к многочисленным оползням и обвалам, сокращению количества источников и обмелению основных рек западноукраинского региона — с самыми негативными социальными последствиями для его жителей. Еще до Евромайдана мы ездили в буковинское село Чорногузы, где селевые потоки смыли в результате наводнения жилые дома. Местные лесники показали нам впечатляющий документ — коллективное письмо работников Берегометского и Славецкого лесничеств на имя Верховной рады и президента. Они давно предупреждают о том, что вырубка горных лесов может привести регион к экологической катастрофе. Однако украинское общество не обращает на это большое внимание, радуясь каждому новому кредиту и оживленно обсуждая климатические интриги Евросоюза и США.
А «борцы против потепления» борются в это время за уничтожение зеленых ресурсов Карпатских гор.