Празднование Дня Победы 9 мая на Украине стало самым массовым за последние три года, прошедшие под эгидой победившего Майдана. Десятки и даже сотни тысяч людей по всей стране приняли участие в международной акции «Бессмертный полк».
Украинские СМИ предпринимали нелепые попытки преуменьшить масштабы популярности этого дня. Например, издание нардепа от БПП Алексея Гончаренко «Думская» написало о 400 участниках акции на одесской Аллее Славы, при этом опубликовав фото битком забитой людьми аллеи и площади перед памятником Неизвестному матросу.
«Больше десяти тысяч человек вышло на Аллею Славы с портретами своих родственников — участников Великой Отечественной. В 2 часа дня было видно, что люди с портретами и цветами заполнили всю ширину Аллеи», — рассказала Ukraina.ru одна из пришедших на мероприятие одесситок.
Не обошлось без провокаций и столкновений. В Одессе радикалы напали на одного из организаторов «Бессмертного полка» Мориса Ибрагима, однако постеснялись слишком уж откровенно применять силу в присутствии полиции, ограничившись оскорблениями и ударами исподтишка.
В других городах радикалы были более агрессивными. В Киеве члены добробата ОУН препятствовали шествию «Бессмертного полка», а один из радикалов даже угрожал участникам Марша Победы гранатометом. В Днепре (бывший Днепропетровск) боевики в открытую напали на «Бессмертный полк» и полицейских.
Полиция одинаково оперативно сработала в обоих случаях, однако власти страны оценили действия правоохранителей в Киеве и Днепре совершенно по-разному. Арест киевского гранатометчика и десятков его подельников глава МВД одобрил, а вот руководство днепровской полиции было отправлено в отставку за «превышение полномочий» в отношении радикалов из неонацистского «Азова».
«Почему проблемы у ОУН, а не у «Азова»? Потому что ОУН это неконтролируемые радикалы, которые опасны для власти. Власть постоянно пытается каким-то образом их разгромить, уменьшить их влияние или перевести в категорию контролируемых. Ни о каком отказе от использования радикалов как инструмента политического управления не идет речь. С «Азовом» и другими подконтрольными группировками как работали, так и будут работать», — рассказал Ukraina.ru политолог Руслан Бортник.
Шум вокруг событий 9 мая продолжался всю неделю — особенно в Днепре, где местные власти при поддержке радикалов устроили настоящий террор в отношении оппозиции. Задержания и допросы членов «Оппозиционного блока» дополнили поджоги офисов партии, осуществленные неонацистами. Очевидно, власти поняли: массовость участников памятных акций 9 мая фактически означает приговор нынешнему режиму, поставившему своей целью борьбу с советским и российским прошлым.
Поэтому сообщения украинских СМИ о получении долгожданного безвизового режима с ЕС на Украине прошло практически незамеченным. Тем более, что безвиз как таковой Украина и не получила.
Декоративный безвиз
Как писали украинские масс-медиа, в четверг, 11 мая Совет ЕС предоставил Украине безвизовый режим. Эта «перемога» украинской власти в действительности оказалась просто манипуляцией, отметил Руслан Бортник.
«Ни о каком безвизе речь в европейских документах не идет, нет такого термина. Говорится лишь о либерализации визового режима. Все равно для пребывания в Европе в течение 90 дней нужно получать визы. Термин безвизовый режим — это суррогат, призванный декорировать и подменить в общественном сознании построение демократического государства и повышение уровня жизни в Украине. А эти ценности люди ставили превыше всего, выходя на Майдан», — сказал Бортник.
Он также констатировал, что либерализация визового режима выгодна исключительно Европе и невыгодна Украине. С украинской территории будут вымываться деньги и кадровые ресурсы. Потеряв квалифицированную рабочую силу и перспективную молодежь, Украина, скорее всего, потеряет способность восстановиться после стагнации и вынуждена будет еще долгие десятилетия приходить в норму, уверен эксперт.
Политолог и глава центра «Третий сектор» Андрей Золотарев назвал решение Совета ЕС о либерализации визового режима для Украины «праздником со слезами на глазах».
«Цена решения этого вопроса слишком высока, и если бы безвиз был улажен двумя годами ранее, аргументы у власти для украинцев были бы куда более весомые. Это та кнопка, на которую время от времени будут нажимать извне, добиваясь от Украины каких-то уступок и навязывая политические и экономические решения, противоречащие национальным интересам», — подметил Золотарев.
«Безвиз», полученный украинцами, не дает права на работу в ЕС. А именно это обещали наивным согражданам те, кто кричал на майдане. Массовой миграции украинских гастарбайтеров-нелегалов в Европу тоже не получится — Евросоюз имеет возможность в любой момент отменить либерализацию визового режима.
Однако на Украине для экономически активной части населения остается все меньше возможностей найти достойный заработок. Заводы закрываются или оказываются на грани закрытия. Последние примеры — Одесский припортовый завод и авиастроительный гигант «Антонов».
Крах ОПЗ и «Антонова»
Украинское правительство провело реорганизацию госпредприятия завода «Антонов», сделав его акционерным. Таким образом Минэкономразвития надеется привлечь инвесторов для государственных предприятий, которые смогут их модернизировать.
Однако иностранным инвесторам покупка «Антонова» интересна только в плане распила завода на металлолом и ликвидации конкурента.
«Именно поэтому зарубили проект АН-70, который не нужен был европейскому Эйрбасу как конкурент. Украинцы чужие на этом празднике жизни», — рассказал Ukraina.ru политолог и глава центра «Третий сектор» Андрей Золотарев.
По его мнению, если бы Украина сохранила те позиции, которые занимал этот авиационный завод 25-27 лет тому назад, то сейчас украинские производители контролировали бы 30-32% мирового рынка транспортной и грузовой авиации, а отрасль приносила бы больше дохода, чем металлургия, химический и аграрный сектор вместе взятые.
Тем временем Одесский припортовый завод — некогда лидер украинского химпрома — оказался на грани банкротства и ликвидации. Иностранным конкурентам даже не нужно покупать это предприятие.
Апелляционный суд Одесской области 10 мая отклонил жалобу Фонда государственного имущества (ФГИ) и Одесского припортового завода (ОПЗ), оставив в силе решение взыскать с ОПЗ $251,2 млн в пользу компании Ostchem Holding Limited Дмитрия Фирташа.
Об этом и.о. председателя ФГИ Дмитрий Парфененко сообщил на заседании Кабмина 11 мая.
«10 мая, апелляционный суд отклонил все наши апелляции и ходатайства и оставил в силе решение Южненского городского суда. Фактически этим решением открыт потенциальный путь к банкротству предприятия», — сказал он.
В 2016 году ОПЗ получил убыток почти 3 млрд грн или свыше $116 млн. А ведь еще совсем недавно, в 2008 году, чистая прибыль ОПЗ составила 800 млн грн. При среднегодовом курсе нацвалюты около 6 грн/долл (по данным МВФ) это более $133 млн.
Теперь предприятие балансирует на грани банкротства и распила на металлолом, что чревато социальной и экологической катастрофами.
«Это опасное химическое производство, которое требует жесткого производственного контроля. Однако я не исключаю, что требования безопасности при ликвидации предприятия в нынешних украинских реалиях могут быть не выдержаны, что может привести к экологической катастрофе», — рассказал Ukraina.ru член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Кроме того, остановка завода несет за собой масштабные социально-экономические последствия. В первую очередь остановится работа аммиакопровода «Тольятти-Горловка-Одесса», который интегрирован а структуру ОПЗ и без завода не сможет функционировать.
Из-за остановки ОПЗ лишится большей части грузопотока порт Южный, который создавался специально под ОПЗ и является конечной точкой аммиакопровода.
Украина все больше превращается в аграрное государство — «подсолнечно-рапсовую республику». Теряет позиции некогда главный источник валюты для украинского бюджета — украинская металлургия. Не в последнюю очередь это произошло благодаря стараниям иностранного менеджмента «Укрзализныци», «задравшей» железнодорожные тарифы для металлургов. Высокотехнологичное производство и вовсе станет фантастикой на Украине в самое ближайшее время.
Нарастающий социальный и экономический кризис и закрытие предприятий вынуждает людей искать лучшей доли за границей. Неудивительно, что такие «победы» украинской «революции достоинства» заставляют людей обращаться в прошлое и вспоминать истинные достижения — тот же День Победы 9 мая.