Одесский припортовый: как ценный актив превратить в балласт с долгами - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Одесский припортовый: как ценный актив превратить в балласт с долгами

Читать в
ДзенTelegram
Как украинские власти довели до ручки один из самых интересных госактивов страны

Апелляционный суд Одесской области 10 мая отклонил жалобу Фонда государственного имущества (ФГИ) и Одесского припортового завода (ОПЗ), оставив в силе решение взыскать с ОПЗ $251,2 млн в пользу компании Ostchem Holding Limited Дмитрия Фирташа.

Об этом и.о. председателя ФГИ Дмитрий Парфененко сообщил на заседании Кабмина 11 мая.

«10 мая, апелляционный суд отклонил все наши апелляции и ходатайства и оставил в силе решение Южненского городского суда. Фактически этим решением открыт потенциальный путь к банкротству предприятия», — сказал он.

Как известно, Стокгольмский арбитраж принял соответствующее решение 11 октября 2016 года. Южненский городской суд Одесской области признал решение Стокгольмского арбитража 3 марта.

Дальнейшая судьба завода не внушает оптимизма. На текущий момент предприятие в глубоком кризисе.

Взлеты и падения Одесского припортового

В 2016 году ОПЗ получил убыток почти 3 млрд грн или свыше $116 млн.

Сотрудников предприятия стабильно увольняют. Так, в 2014 году на ОПЗ работало 4037 человек. За 2015 год их количество уменьшилось до  3741 человека, за 2016 год — до 3698 человек. 30 декабря 2016 года был уволен директор предприятия Валерий Горбатко, проработавший на этой должности более 30 лет. Спустя четыре дня, 3 января 2017-го, предприятие перевели на трехдневную рабочую неделю.

А ведь еще совсем недавно, в 2008 году, чистая прибыль ОПЗ составила 800 млн грн. При среднегодовом курсе нацвалюты около 6 грн/долл (по данным МВФ) это более $133 млн.

Несбывшаяся мечта Коломойского

29 сентября 2009 в прямом телеэфире состоялся конкурс по продаже ОПЗ и даже был определен победитель. В нем приняли участие три компании: «Нортима» Игоря Коломойского, «Азот-Сервис», представлявшая интересы «Газпрома», и «Фрунзе-Флора», за которой стоял украинский предприниматель Константин Григоришин.

Больше всего денег на аукционе предложила «Нортима» — 5 млрд. Однако конкурсная комиссия отказалась признавать итоги конкурса и отменила продажу.

Премьер Юлия Тимошенко обвинила участников конкурса в сговоре и сказала, что не допустит перехода завода по дешевке в руки «мафиозных кланов». В Кабмине заявляли, что за ОПЗ госбюджет получит 8-9 млрд грн. При этом, правда, стартовая стоимость актива составляла всего 4 млрд грн, что оставляло участникам конкурса возможность не слишком поднимать цену.

Рука Фирташа

Продать ОПЗ снова попытались в 2013 году. Тогда премьер-министр Николай Азаров и председатель ФГИ Александр Рябченко заявляли о планах приватизации Одесского припортового, но конкурс был перенесен на 2014 год и в итоге так и не состоялся. 

Наиболее вероятным покупателем завода эксперты считали Дмитрия Фирташа. Его компания Ostchem Holding Ltd в 2012 году начала продавать газ ОПЗ дешевле, чем Нафтогаз Украины — по $430 за тысячу кубометров. С 5 января ОПЗ покупал у НАК газ по $490 за тысячу кубометров — то есть на $60 дороже предложения Ostchem.

Однако это выгодное предложение сослужило плохую службу предприятию. Одесский припортовый завод стал крупным должником Ostchem. В 2012-2013 годах структуры Фирташа были единственными поставщиками газа для Одесского припортового завода. Согласно отчетности ОПЗ, долг в размере более $193 млн сформировался в сентябре-декабре 2013 года.

В этот период Газпром снизил цену газа для Ostchem с $430 до $265 за тысячу кубометров. Но для ОПЗ компания Фирташа продолжала продавать газ по $430. Из-за этого, в июле 2016-го, занимавший тогда пост премьера, Арсений Яценюк назвал долги ОПЗ перед Ostchem «искусственными» и обвинил Фирташа в попытке обанкротить завод.

«МВД уже начало производство. Они (группа Ostchem, — ред) там надули около сотни миллионов долларов долгов, когда умышленно по завышенной цене продавали газ, чтобы загнать ОПЗ в банкротство», — говорил он.

Как сообщало издание ЛІГА.net со ссылкой на бывшего топ-менеджера завода, во времена президентства Януковича Ostchem фактически управлял заводом.

«Они не только поставляли газ, но и с марта 2013 стали эксклюзивными продавцами аммиака и карбамида, произведенного ОПЗ, — рассказывал источник издания. — Если бы руководство завода захотело, то долга перед Ostchem никогда бы не было».

Провалы президента Порошенко

В 2016 году приватизация Одесского припортового завода воспринималась как  крупнейшая сделка с государственным имуществом. Однако она дважды была сорвана, причем в обоих случаях на ОПЗ не нашлось ни одного претендента.

Последняя попытка должна была состояться в декабре, однако все участники аукциона сняли свои заявки на торги. В частности, группа DCH харьковского бизнесмена Александра Ярославского отказалась принимать участие в приватизации ОПЗ из-за того, что реальные показатели финансового состояния предприятия оказались гораздо хуже, чем заявляли организаторы аукциона.

Как выяснилось, сумма кредиторской задолженности предприятия составляла на тот момент не менее $85 млн, а с учетом долга перед компаниями Фирташа — более $350 млн. Это почти в 2 раза больше объявленной стартовой стоимости ОПЗ — 5,16 млрд грн ($191 млн).

Первая попытка приватизации ОПЗ была намечена на июль 2016 года. Тогда конкурс по приватизации завода также был признан несостоявшимся из-за отсутствия покупателей. Стартовая цена на предприятие составляла около 520 миллионов долларов. Представители МВФ и ЕБРР заявляли, что считают такую стоимость завышенной — иностранные инвесторы были готовы потратить не более $200 млн.

Массовые увольнения и экологическая катастрофа

Теперь предприятие балансирует на грани банкротства и распила на металлолом, что чревато социальной и экологической катастрофами.

«Это опасное химическое производство, которое требует жесткого производственного контроля. Однако я не исключаю, что требования безопасности при ликвидации предприятия  в нынешних украинских реалиях могут быть не выдержаны, что может привести к экологической катастрофе», — рассказал Ukraina.ru член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

Остановка завода несет за собой масштабные социально-экономические последствия. В первую очередь остановится работа аммиакопровода «Тольятти-Горловка-Одесса», который интегрирован а структуру ОПЗ и без завода не сможет функционировать.

«Работа аммиакопровода уже сейчас связана с большими проблемами из-за непростых отношений украинской власти с Россией, но остановка Одесского припортового полностью ставит на нем крест», — подчеркнул Корольчук

Кроме того, лишится большей части грузопотока порт Южный, который создавался специально под ОПЗ и является конечной точкой аммиакопровода. Поэтому массовые увольнения ждут не только ОПЗ.

«Тысячи сотрудников ОПЗ будут уволены, и далеко не все они найдут работу в Алжире или Египте — эти страны активно перехватывают работников украинского химпрома. Сокращения, скорее всего, затронут и сотрудников порта Южный», — отметил эксперт.

По мнению Корольчука, завод все еще может быть интересен Фирташу. Его менеджеры знакомы с производственными процессами, имеют контакты с поставщиками аммиака в России и могли бы наладить сбыт. Но, во-первых, Фирташу, который ждет своей экстрадиции из Австрии в США, может быть не до развития бизнеса. А, во-вторых, у него нет собственного газа, чтобы обеспечивать завод, а значит, он полностью зависим от людей из «Нафтогаза Украины».

© из личного архива Дмитрия ФирташаФирташ
Фирташ

К тому же, отношения Фирташа и главного на текущий момент олигарха Украины — Петра Порошенко — оставляют желать лучшего. Однако даже если представить, что власти объявят о сотрудничестве с опальным бизнесменом, это тут же будет использовано оппозицией в лице той же Юлии Тимошенко.

Одесский припортовый завод, самый новый и современный завод по производству минеральных удобрений, крупный экспортер и поставщик валютной выручки, за который некогда готовы были побороться транснациональные корпорации и местная олигархия, вскоре может оказаться просто площадкой для индустриального паркура и зоной добычи металлолома.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала