Очень много людей по всей стране приняло участие в акции «Бессмертный полк». В Одессе люди буквально завалили цветами Аллею Славы и памятник Неизвестному матросу — коммунальщики не успевали убирать букеты, которые не переставая возлагали тысячи и тысячи людей.
Не обошлось и без провокаций националистов, приносивших портреты бандеровских палачей Бандеры и Шухевича к шествию «Бессмертного полка», нападавших на мирных активистов, в том числе и пожилых женщин. Однако полиция пресекала все серьезные столкновения.
В Днепре (не реке, а бывшем Днепропетровске) правоохранители с таким энтузиазмом принялись противодействовать неонацистам, что не на шутку напугали руководство страны. Руководство местной полиции уже лишилось своих постов, глава МВД Арсен Аваков и генпрокурор Юрий Луценко мечут молнии и громы в тех, кто слишком рьяно призывал к порядку ультраправых штурмовиков киевского режима.
Ukraina.ru пообщалась украинским политологом Михаилом Погребинским, который подвел итоги 9 Мая 2017 года для власти, радикалов и остальных жителей страны.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
— Во-первых, существенно больше людей приняло участие в шествии «Бессмертного полка». Во-вторых, власть сочла необходимым приложить максимальные усилия для того, чтобы не допустить провокаций со стороны правых радикалов — украинских националистов. В значительной мере это удалось — и это в первый раз.
Ясно, что это все как-то непоследовательно, всех задержанных радикалов-провокаторов потом отпустили. Ведь когда этих ОУНовцев заблокировали, они бросали дымовые шашки в полицию и участников «Бессмертного полка». Однако, насколько мне известно, их потом всех выпустили.
Но более того, власти и руководство правоохранительной системы сначала приняли решение дать указание своим руководителям на местах решительно противодействовать любым провокациям — я не сомневаюсь, что без такой команды в Днепре не стали бы так жестко пресекать провокации националистов и участников АТО, которые пытались препятствовать проведению «Бессмертного полка». Но власти сначала сделали шаг навстречу людям, а потом сами его испугались - на следующий день министр внутренних дел Аваков и генеральный прокурор уже предпринимают шаги в обратном направлении, увольняют начальство полиции в Днепре. Этот такой замечательный генеральный прокурор уже угрожает тем, кто противодействовал этим ребятам, и так далее. То есть, колебательная невнятная позиция власти дает о себе знать.
Но важно, что люди, в том числе и представители правоохранительной системы низового и среднего звена с удовольствием исполняли команду пресечь бандитские вылазки националистов. Это говорит о том, что чаша весов начинает колебаться. То, что называется «милиция с народом» — полиция продемонстрировала, что она с людьми. И это такой символический чрезвычайно важный шаг.
Как там дальше будет развиваться ситуация сказать трудно, но уже сейчас пытаются этих людей наказать. Но это вызовет только обратную реакцию. Я абсолютно не сомневаюсь в том, что когда низовое и среднее звено узнает, что за выполнение своего долга и команды сверху они наказаны, то можно себе представить, как они будут защищать этих Авакова и Луценко, когда наступят другие времена. А они непременно наступят.
- Многие из национал-радикалов выражали большие опасения в связи с тем, что так много людей пришло на 9 мая, и на следующих выборах эти люди проголосуют против нынешней власти. Насколько это обосновано?
— У националистов и сейчас нет какого-то внятного большинства. Люди для себя до сих пор не могут определить, кто есть кто. Одно дело, когда есть откровенно националистические структуры. У них есть свой электорат. Он в целом точно не превышает 25% — это максимум. Остальные — тот же Блок Петра Порошенко — не декларируют таких жестких националистических идей, целей, никакого этнического элемента в их программных выступлениях нет. Поэтому люди думают, что Порошенко как бы не такой, и все равно будут голосовать за его политсилу. Конечно, у них низкий рейтинг, но они не воспринимаются как те, кто подносит патроны национал-радикалам — хотя на самом деле они именно этим и занимаются. Аналогично обстоит дело и с Юлией Тимошенко, которая оскорбительно высказывалась относительно этого «Бессмертного полка». Они выглядят как социал-популисты, а на самом деле они такие же радикальные националисты.
Если бы было телевидение, на котором можно было бы реально дискутировать, чтобы я мог выступать против каких-нибудь экспертов с той стороны и объяснить, что они все «те же Фаберже, вид сбоку». И тогда они все влезли бы в эти националистические 25%. Но в текущей ситуации такое развитие событий маловероятно. Но позиции Оппозиционного блока все равно укрепляются. Не знаю, насколько это решительно, но они активно включились в эту кампанию, вели себя очень корректно по отношению к этой дате (9 Мая — ред.). В прошлые годы такого не было в такой ясной и четкой форме. А это тоже говорит о том, что что-то начинает меняться.
Не знаю, насколько можно прогнозировать усиление этих тенденций, но что-то в этом духе, по-моему, начинает происходить.