О чем говорит состоявшееся массовое мероприятие — это компромисс с анти-президентскими силами или сигнал для радикалов вести себя потише? Или и то, и другое?
Полк заглушил радикалов
Сторонники «Бессмертного полка» опасались массовых провокаций и препятствованию со стороны правых. Поэтому было объявлено, что шествие в Киеве будут охранять «дружинники». В ответ на это праворадикалы активизировались и нашли предлог для своего присутствия — они якобы будут выявлять «путинских провокаторов и сепаратистов».
Представители правой организации ОУН и ее глава Николай Кохановский с утра собрались у входа на станцию метро «Арсенальная», откуда начинал свой ход «Бессмертный полк». Радикалы из С14, Молодежного националистического конгресса, общественной организации «Монолит», бойцы АТО и члены столичных формирований по охране общественного порядка сконцентрировались с другой стороны — у гостиницы «Салют», рядом со входом в парк. Их почти сразу же взяли в кольцо полицейские. Радикальные активисты пытались пройти к Вечному огню и пронести огромный украинский флаг, однако были заблокированы силовиками в подземном переходе, один из выходов которого ведет к мемориалу.
Тем временем участники «Бессмертного полка» ждали команду на построение в колонну. Радикалы пытались устроить провокации, выкрикивая «коммуняку на гилляку» и другие оскорбления, но все ограничилось взаимными обидными репликами, без рукоприкладства. В одиннадцать утра колонна двинулась в путь. Чтобы выйти на дорогу, людям нужно было пройти через металлические рамки, вещи досматривали полицейские. Они же по периметру охраняли демонстрацию.
На одной из сторон улицы Мазепы, которая ведет к парку, забаррикадировались радикалы ОУН. Они начали швырять в шедших дымовые шашки, стаканы и картофель, чья-то одежда пострадала от вылитой красной краски.
Люди с портретами своих боевых предков подойдя к Вечному огню, возлагали цветы. На возвышении расположилась малочисленная группа праворадикалов. Они разразились оскорблениями и призывами уничтожить красную символику. Сами же сорвали Знамя Победы. Позже советник главы МВД Зорян Шкиряк заявил, что у активистов «Бессмертного полка» изъята «коммуно-фашистская символика». В том числе — большой баннер цветов георгиевской ленты.
До поры до времени крепкие дружинники «Бессмертного полка» и бойцы радикалов вели себя спокойно, договорившись между собой о «ненападении», лишь изредка обмениваясь колкостями. Однако ситуация накалялась. «Однополчане» прогоняли радикалов речевками: «Фашизм не пройдет!», те же сверху отвечали чем-то вроде «фашисты-коммунисты». «Однополчане» заглушили ульраправых оппонентов.
Радикалы бурно отреагировали на портрет маршала Жукова. Они пытались накрыть его украинским флагом, выхватить портрет у державших его у пожилых участниц акции. И размахивая портретами националистов Бандеры и Шухевича, кричали, что они-то и есть герои Украины.
Далее произошли столкновения. В первом случае полиция разняла драку и «завернула» одного участника «Бессмертного полка». В другом — одного из праворадикалов.
Постепенно накал пошел на убыль, ветераны, их родственники и другие участники акции разошлись. Милиция сзади замкнула проход и спустя время начала пропускать к постаменту C14 и других правых, развернувших национальный флаг.
Заметим, акция прошла также и под флагом организации «Украинский выбор», которой руководит Виктор Медведчук, играющий ключевую роль в минских переговорах. Охранники «Украинского выбора» вместе с «дружинниками» и защищали активистов «Полка».
Тем временем 25 радикалов из ОУН были доставлены в Печерский райотдел полиции. Со слов главы организации Кохановского, их уже начали отпускать.
В целом, акция «Бессметрный полк» не без эксцессов, но все же прошла массово в крупных городах Украины — Одессе, Днепре, Мариуполе, Харькове. Стороны порой шли врукопашную, но полиция действовала молниеносно как в столице, так и в регионах. Пострадавших нет.
В шпагате между врагами
По сравнению с 2016 годом в «Бессмертном полке» участвовало намного больше людей (в Киеве — около трех тысяч человек), акция была более организована, звучало меньше политических лозунгов, но было больше человеческих эмоций. В Киеве в этот день стянули до 12 тысяч полицейских и других силовиков. Было видно, что для украинских граждан 9 Мая остается большим праздником.
Но какое отношение к этой дате у власти, которая навязывает гражданам другой красный день — 8 мая, Дня памяти и скорби?
Руководитель Фонда «Украинская политика» Кость Бондаренко утверждает, что в контексте празднования 9 Мая стоит отдать должное президенту страны Петру Порошенко — все же он является сторонником празднования этой даты. И тому есть веские причины.
«С одной стороны, это уступка, реверанс перед Западом — мол, посмотрите, мы спокойно празднуем День Победы. С другой — вряд ли кто-нибудь из серьезных политиков рискнет выступить против и попытаться запретить День Победы. Это своего рода компромисс между двумя противоборствующими лагерями, когда есть траурная дата, День Памяти и Скорби 8 мая, а есть праздничная дата, День Победы — 9 мая», — говорит политолог.
Скорее всего, такой принцип «и вашим, и нашим», прогнозирует Бондаренко, будет стабилен в ближайшие годы.
«Радикалы выступают ситуативным союзником президента. Но вместе с тем, они им недовольны и пытаются играть в свою игру против него. Он же пытается выдерживать в отношении радикалов нейтральную позицию. Точно так же Петр Порошенко не может отвернуться от противников радикализма, так как все-таки они являются гражданами Украины. А для подавляющего большинства 9 Мая — это священный праздник», — проанализировал Бондаренко.
При этом эксперт отметил быструю реакцию полиции, которая тут же блокировала провокаторов. Это, по его словам, свидетельствует о том, что украинское общество ждет постепенное оздоровление. Дополнительным фактором быстрого реагирования органов послужило и то, что на сегодняшний день в Киеве находится много иностранцев, приехавших на Евровидение. Власть не была заинтересована в том, чтобы огорчить гостей и Запад в целом массовыми беспорядками.
Дополняя рассуждения о прошедшей акции и реакции полицейских на провокации, Андрей Золотарев, глава центра «Третий сектор», подметил, что националисты заигрались с властью. Поэтому, очевидно, что рано или поздно, власти нужно было поставить их на место. А попытка ликвидировать День Победы, пока что терпит фиаско.
«Отчасти так и произошло — задержание оуновцев в Киеве или, скажем, противодействие провокациям националистов в Днепре. Полиция сработала немножко лучше, чем многие ожидали. В Украине День Победы хотят нивелировать путем построение отдельной мифологии — неуклюжей и местами идиотской. Пока не получается. Люди массово вышли на демонстрации. Это показало, что общество не готово загнать себя в рамки новой идеологии, предлагаемой властью», — заключил политолог.