Президент Украины Петр Порошенко сегодня встретился со своим белорусским коллегой Александром Лукашенко в Чернобыле. Среди прочего украинский президент сообщил, что установленный в ноябре прошлого года защитный саркофаг окончательно введут в эксплуатацию в ноябре 2017-го.
«Новый безопасный конфайнмент уже накрыл старый саркофаг… Тридцатого ноября 2016 года мы торжественно завершили процесс надвижки (арки) на старый саркофаг в штатное положение над четвертым энергоблоком. В ноябре текущего, 2017 года, мы планируем введение этого конфайнмента в эксплуатацию», — сказал Порошенко.
Отметим, этот проект — не просто инициатива украинской стороны. Он реализован под контролем международного сообщества. Строительством новой арки занимался международный консорциум Novarka, образованный французскими компаниями. Общая смета строительства составила около €1,5 млрд.
Однако, хотя объект Укрытие-2 и обеспечивает безопасность взорвавшегося 31 год назад четвертого энергоблока ЧАЭС, он не может помочь оказавшейся в критическом состоянии украинской ядерной отрасли. Ukraina.ru пообщалась с сопредседателем Фонда энергетических стратегий Дмитрием Маруничем, который рассказал о том, что ждет в ближайшем будущем украинские атомные электростанции.
- Арсений Яценюк в ходе президентской предвыборной кампании 2010 года обещал избирателям построить новые атомные электростанции, чтобы избавить Украину от зависимости от российского газа. Новые АЭС не строятся, но доля атомной энергетики растет. Почему?
— Атомная генерация в принципе не может заменить угольную и газовую, поскольку у них совершенно разные параметры работы. В частности, атомная генерация практически не имеет возможности изменять мощность, что необходимо в периоды пикового потребления — это лето, когда жарко и массово включают кондиционеры, и отопительный сезон. Эту проблему решают с помощью угольных и газовых ТЭС.
Что касается строительства новых мощностей атомной генерации — последним, кто этим занимался, был президент Виктор Янукович. При нем вместе с Россией собирались построить два дополнительных энергоблока на Хмельницкой АЭС. Сейчас проект похоронен, парламент денонсировал соглашение с Российской Федерацией — на нем поставлен крест.
Но главное — в 2023 году Украина столкнется с необходимостью выведения из эксплуатации первых энергоблоков атомных электростанций, ресурс которых был продлен. Для того чтобы к этому подготовится, нужно уже сейчас принимать решения о строительстве новых энергоблоков. К сожалению таких решений нет, и это очень плохо для страны. Если в ближайший год ничего не решится. А скорее всего и вовсе не решится, и тогда Украина столкнется с крахом ядерной генерации. Реакторы будут выводиться из эксплуатации, заменить их будет нечем.
Ситуацию усложняет тот факт, что в этой отрасли все решения технически сложные, нужны крупные капиталовложения, влияет еще много других факторов. Попросту говоря, за два года блок никто не построит. Здесь даже конь не валялся. Я не знаю, что будет делать украинская власть, правительство, компания «Энергоатом». По сути, они уже закладывают бомбу под энергосистему страны. В 2023 году этот дэдлайн придет. А на рубеже 2025-2030 годов придется выводить из эксплуатации колоссальные мощности ядерной генерации, которые вообще нечем будет заместить. Но украинская власть об этом совершенно не думает.
- «Энергоатом» возлагает большие надежды на топливные сборки американской компании Westinghouse. С их помощью якобы можно маневрировать мощностями АЭС в пределах 25%. Благодаря этому можно будет отказаться от использования угольной и газовой генерации в периоды пикового потребления. Насколько это соответствует действительности?
— Дело вовсе не в топливных сборках. Дело в том, что блоки строились советского дизайна, и возможность «маневрирования» в этой конструкции не предполагалась.
Да, велись эксперименты на Ровенской атомной станции. Госатомрегулирование дало по ним заключение, основной мыслью которого было следующее: работы надо продолжать, «маневрирование» в принципе возможно, но не факт, что это даст какие-то экономические выгоды «Энергоатому».
В таком режиме быстрее сжигается топливо, кроме того, в непроектных режимах работы оборудования есть проблемы и с неядерной частью. Вполне вероятно, что «Энергоатом» понесет некие издержки, и деньги, потраченные на ремонт, нивелируют доходы от производства дополнительных объемов электроэнергии.
Да, диспетчеру это удобно, но это непроектные режимы работы оборудования. Насколько мне известно, глава «Энергоатома» Недашковский как раз сказал, что эти эксперименты по «маневрированию» преждевременны — такова официальная позиция «Энергоатома».
- После ареста Николая Мартыненко, которого называли куратором ядерной сферы, появились сообщения о том, что его место займет его коллега по «Народному фронту», нынешний глава МВД Арсен Аваков. Что эта рокировка может изменить в украинской энергетике?
— Да, я слышал разговоры об этом. Самому мне ничего об этом доподлинно неизвестно, я считаю, что эта информация нуждается в дальнейшей проверке.
В то же время могу сказать, что Мартыненко был в этих схемах при всех президентах Украины, начиная с Кучмы. Недашковский же — непосредственный ставленник Мартыненко, поэтому не исключено, что может встать вопрос о его замене на посту главы «Энергоатома».
Особенно если будет доказано, что Мартыненко замешан в коррупционном скандале. Тогда может выясниться причастность к коррупционным нарушениям и Недашковского.
В целом же, считаю, для украинской энергетики замена Мартыненко на Авакова или кого-либо еще ничего не изменит. Проблемы останутся теми же самыми.