В 1939 согласно пакту Молотова-Риббентропа восточные польские земли, на которых украинцы составляли большинство, вошли в состав Украинской ССР. Эта территория получила стала называться Западной Украиной.
После окончания Второй Мировой войны стало ясно, что СССР эти территории послевоенной Польше, получившей на западе новые земли, уже не вернет.
Тогда стал вопрос об обмене населением между Польшей и СССР: поляки, проживавшие в Галичине и на Волыни, уехали в Польшу, а украинцы, оставшиеся в Польше, получили возможность уехать в СССР. Однако уехали не все.
Тех украинцев, которые остались в послевоенной Польше и проживали около границы с СССР, в 1947 году польское правительство в рамках операции «Висла» и переселило на новые земли. По мнению историков, эта акция была вызвана тем, что местное украинское население поддерживало бандеровцев, действовавших в тех районах.
«Висла» — это преступление
Польский журналист Якуб Корейба считает операцию преступлением.
«Акция «Висла» не имеет отношения к политической истории Польши. Она никак не проистекала из реализации польского государственного интереса или из какого-либо стремления польского народа. Её вообще нужно рассматривать в контексте других преступлении коммунистического режима, который тогда оккупировал Польшу», — считает Корейба.
Он полагает, что операция «Висла» была спланированная в Москве генералом МГБ СССР Сергеем Савченко и одобрена тогдашними руководителями Совестского Союза — Лаврентием Берией и Георгием Маленковым, а потом была спущена для реализации «исполняющим обязанности поляков» из польских силовых структур.
«В Польше ее спланировали и провели товарищи Сверчевский, Корчинский и Хибнер. До тех пор, пока они не стали чиновниками Польской народной республики, они были советскими гражданами.
Акция «Висла» была последним этапом уничтожения многонациональной Речи Посполитой после советской оккупации литовских, белорусских и украинских частей Польши и Холокоста, устроенного Гитлером. Это общее горе польского и украинского народов, которое должно и сегодня напоминать о том, к чему может привести взаимное непонимание общих интересов», — полагает Корейба.
Ответ на убийства поляков
Польский журналист Томаш Мацейчук в отличие от Корейбы решил не сваливать вину за выселение западных украинцев со своих земель на СССР. Но он не видит в этой акции никакого изначально злого умысла с польской стороны. Он считает, что нынешние украинцы должны помнить, что операция «Висла» была проведена в ответ на резню поляков, устроенную УПА.
«Не было бы геноцида поляков — не было бы и «Вислы». Многие украинцы ставят знак равенства между Волынской резней и «Вислой». Нельзя так делать. Украинец после «Вислы» жил на новых землях и был защищен польским государством. А вот поляк после Волыни скорее всего лежал убитый в какой-то яме. Без прав. Без памяти. Без чести. Украинцы должны быть благодарны ПНР, что получили второй шанс — шанс просто-напросто жить. УПА такого шанса на Волыни в 1943 году полякам не давала», — считает Мацейчук.
Извиняться трудно
Мачей Вишнёвский напомнил Ukraina.ru, какими обстоятельствами вызвана акция «Висла».
«На востоке послевоенной Польши тогда еще действовали банды УПА. Партизан тогда может успешно действовать, когда у него есть поддержка местного гражданского населения. Оно помогает партизанам по своей воле, или последние сами берут у населения все, что им надо.
В то время было очень сильное подозрение, что местное население — украинцы — поддерживают УПА сознательно. Нравилось это или не нравилось, но для того, чтобы эту проблему решить, и надо было партизан отрезать от корней. Корнями в данном случае и было это гражданское население. Вот поэтому властями и было принято решение их переселить», — объясняет операцию «Висла» Вишнёвский.
По его словам, во время ее проведения, как всегда случается с подобными массовыми акциями, были разного рода эксцессы.
«Были переборы и перехлесты, было лишение украинцев имущества, но нельзя на это смотреть, как нам пытаются это доказать нынешние украинские власти в Киеве, как на геноцид. Это не было геноцидом. Этим должны заняться историки. Извиняться за это было бы трудно, потому что была и Волынская резня, и банды УПА. Думаю, что «Висла» — это больше проблема историческая, причем для честных историков», — полагает Вишнёвский.