Эксклюзив

Уберите за собой снег: почему коммунальщики не могут справиться с работой

Непогода из года в год застает украинские власти врасплох. Природные аномалии уже давно стали нормой, множа травматизм и неудобства для горожан. Почему коммунальные службы вновь не справляются со своей работой, разбиралась Ukraina.ru

Каждый раз как в первый раз

В ночь с 18 на 19 апреля на головы украинских горожан обрушился снежный шторм. Больше всех засыпало снегом жителей Днепра и Харькова. На въезде в Днепр образовались километровые пробки. В Запорожье остались без света 13 тысяч жилых домов — преимущественно частный сектор. Всего резкое похолодание и выпавший снег привели к обесточиванию 152 населенных пунктов по всей Украине. 

Судя по сообщениям в соцсетях, городские власти оставили своих граждан фактически один на один со стихией, о чем незамедлительно сообщили автомобилисты, ругая местных чиновников, «Укравтодор» и выкладывая видео с мест дорожных происшествий. 

«С 5 часов утра в «Укравтодор» капают заявки, но нас никто не спасает. Машины стоят и на летней резине и на зимней. Вся эта ситуация, как капкан, машины едут в две полосы, кто-то забуксовал сзади, кто-то спереди и ты уже никуда выехать не можешь, и со временем застреваешь сам. У меня, например, лопаты нет, что бы откапываться. Бензин закончился и сейчас меня пригрел водитель одной из фур», — сообщил один из водителей.

Управление безопасности дорожного движения Украины  дало очередной дельный совет гражданам — воздержаться от поездок на собственном транспорте. При этом, что делать тем, кто воздержаться не успел, рекомендаций не дали. 

«При резком ухудшении погоды по возможности воздержитесь от поездок на собственном транспорте, особенно на дальние расстояния. Если все же выехать крайне необходимо, будьте особенно внимательными и осторожными за рулем», — говорится в сообщении.

Мэр Днепра Борис Филатов превзошел себя, заявив, что уж кто-кто, но он точно не виноват. Главные виновники — горе-синоптики и матушка природа. К слову, Гидрометцентр сообщал о непогоде еще неделю назад.

«Мэр виноват во всем. В том, что жуткий снег в апреле. Что Гидрометцентр дал неправильный прогноз. Что почти со всей коммунальной техники уже сняты ковши и отвалы. Что МЧС не берет трубки. Что дальнобойные фуры прут через город… Он даже виноват в том, что вы поменяли на своих авто резину на летнюю… Извините», — написал Филатов.

Конечно, мэр не оракул, не ясновидящий, и снег не вызывал, но бороться с непогодой в собственном городе обязан. Тем более, что снег в марте- апреле уже не редкость. 

В отсутствии комплекса мер и технических средств по уборке снежных массивов, вряд ли украинцам удастся обойтись одной осторожностью. Проблема возникла даже не вчера. Снег стабильно выпадал весной несколько последних лет. Сигналов было множество, но своевременная уборка снега никогда не была в приоритете у муниципальных властей еще со времен сканадльного мэра Киева Леонида Черновецкого.

Черновецкий, стоявший у руля украинской столицы в 2006 — 2010 годах, тоже не питал любви к уборке снега. «Придет весна, он сам растает», — убеждал себя и окружающих мэр. По его мнению, уборкой снега должен заниматься тот, кто его набросал. На самом деле, этой логикой пользуются уже более 10 лет.

«Уже при Черновецком город не успевал латать прорванные трубы, а все проблемы решались, в основном, за счет заемных средств. При Попове случилось маленькое чудо — в Киев вдруг начали заливать деньги. Окружение Януковича отчего-то возомнило, что киевляне будут благодарны, если им строить метро и развязки. Это создало иллюзию присутствия в городе какого-то мифического «бабла». Но деньги уже были не города, а госбюджета и тратились они так, как считало нужным правительство. Та же уборка снега в этот перечень не попала», — писал в феврале киевский журналист Вячеслав Чечило во время очередного коллапса.

Пришла весна, а снег не таял. В марте 2013 председатель Киевской городской государственной администрации Александр Попов (2010-2014 гг.) все так же обращался к автомобилистам с просьбой по возможности отказаться от передвижения частным транспортом и воспользоваться общественным. При этом, по сообщениям киевлян, общественный транспорт на маршрутах наблюдался в очень ограниченном количестве. 

В 2010 году экс-мэр Киева Иван Салий (1992 г.) в одном из интервью описывал, как расчищали снег в Киеве до Черновецкого: 

«Тогда работала большая команда профессионалов разного ранга. Сейчас же молодые ребята, никогда ничем не управлявшие, позиционируют себя гениями. Все было регламентировано — и попробуй не выполни какие-то задачи! Я лично все контролировал. Признаюсь, за неделю до Нового года был у мэра Черновецкого, который меня расспрашивал, как чистился город от снега при моем руководстве. Я рассказал, и было заметно, что он обеспокоен сложившейся ситуацией. Правда, ему сказали, что снег растает, и мэр ушел в отпуск. Снег-то растаял, но нужно было все убрать. Никогда такого не было, чтобы на Крещатике был лед. Это позор! Мэр должен за такое без выяснений головы откручивать», — заявлял экс-градоначальник.

Как заявил Ukraina.ru политолог Руслан Бортник, пока коллапса нет, но бесспорно то, что власти должны быть готовы к таким ситуациям.

«Пару лет назад Киев в конце марта занесло снегом так, что танки не могли проехать. В принципе к этому власть должна быть готова. Ситуация усугубляется энергетическим кризисом на фоне блокады Донбассе, и тем, что отопительный сезон уже завершен, люди мерзнут в своих домах. Рано делать выводы, нужно посмотреть как власти будут справляться. Должны выделяться деньги со специальных резервных фондов из государственного городского бюджета, и денег в городских бюджетах достаточно для преодоления такого кризиса», — рассказал эксперт.

Бортник подчеркнул, что все-таки, прежде всего, это проблема мэрий, и именно мэр несет ответственность за погодные неурядицы в городе.

Не убирать снег — прибыльно

Несмотря на то, что снег можно воспринимать и как позитивное явление, которое открывает возможности для зимних забав, наплевательское отношение властей к последствиям снежных коллапсов, таких как гололед и заносы транспортных средств, может обернуться печально для жителей украинских городов.

Как говорил Виталий Кличко, если пушистый белый снег некогда вызывал в нем радость, теперь он открылся для него в новом свете. Так, во время январского снегопада, который нельзя причислить к числу аномальных или паранормальных явлений, Минздрав Украины сообщил о массовых случаях травматизма на улицах столицы и даже летальных исходах. 

Как сообщалось, за помощью в медицинские учреждения обратились около 900 украинцев, из них госпитализированы около 753 были госпитализированы. Минздрав также сообщил о 40 смертельных случаях. Из 40 в медицинских учреждениях умерли три человека, на улице — 27 человек и 10 — в домах. В Киеве за помощью обратились около 200 человек. Для сравнения в это же время в Москве в травмпункты попали около 70 человек.

Ситуация в украинских городах вряд ли изменится. Как оказалось, неубранный снег — золотая жила для местных чиновников. В январе директор Департамента городского благоустройства и сохранения природной среды Андрей Фищук заявил, что благодаря неубранному снегу киевский бюджет пополнится 400 тысячами гривен.

«За 10 дней с момента начала снегопада в Киеве инспекцией благоустройства было вынесено 4,5 тыс. предписаний на устранение снега и обледенений, ограничивающих подход к объектам социальной и коммунальной сферы. Всего было составлено 478 протоколов, в среднем обязующих нарушителей заплатить в казну города около 1 тыс. грн. По словам Фищука, как свидетельствует практика, приблизительно 90% таких протоколов удовлетворяется. Таким образом, если будут удовлетворены все протоколы, то за счет балансодержателей бюджет Киева пополнится на 400 тыс. грн», — сообщил он.

Пенсионерам в период гололеда приходится тяжелее всего. С другой стороны, как сказал Доктор Комаровский, каждая выжившая бабушка приближает крах Пенсионного фонда, так что и тут перспективы не утешительны. 

Кличко на заметку

В европейских странах и в США к зиме готовятся заблаговременно. Например, в США водители знают правило «3 часов». После окончания любого снегопада все основные дороги должны быть расчищены в течение 3 часов. Для этого в северных штатах используются так называемые TowPlow — снегоуборочные машины со специальным «косым» прицепом. 

В Норвегии все придомовые коммуникации с горячей водой проложены точно под тротуарами — это помогает очищать их от снега и наледи быстрее и качественнее.

В Исландии самый рациональный подход к уборке снега основан на принципах одного из видов энергетики. Эта система в стране работает следующим образом: от термальных источников под улицами и домами городов тянутся трубы, доставляющие горячую воду в квартиры и офисы. Кроме всего прочего, сети водопроводных труб отчасти решают проблему обледенения улиц и тротуаров: лед и снег просто тают. То есть про Исландию можно сказать, что и уборка снега у них происходит максимально экологически чистым и естественным природным способом.

Возможно, Украине следует проконсультироваться с европейскими коллегами не только в вопросах реформирования в сфере политики и экономики, но и коммунальной сферы.

Как так вышло, что столичные дороги, в которые вложены миллионы гривен, превратились в решето, как только сошел снег? И почему, несмотря на несколько сотен единиц снегоуборочной техники, которая выехала на улицы городов в разгар зимы-2017 для борьбы со снегом, образовались многокиллометровые пробки, а коммунальные службы не смогли очистить от снега даже центральную улицу Киева Крещатик? Загадка.

Очевидно, градоначальники не считают снег первостепенной проблемой. А если на этом еще и можно заработать, то тем более, убирать снег-сизифов труд.  Тем временем, синоптики сообщили, что снег и холод на Украине продлятся до конца недели. Предупрежден, значит вооружен. Лопата в багажнике не помешает. 

Теги:
Харьков, Киев, Днепропетровск
опрос

Оцените дизайн сайта Украина.ру

-2-1012
Сложный
Простой
Яркий
Скучный
Понятный
Непонятный
Удобный
Неудобный
Привлекательный
Отталкивающий
Мнения