На фоне недавних заявлений главы СНБО Украины Турчинова о необходимости продолжать войну, постоянных срывов перемирия и попыток ВСУ овладеть новыми рубежами, новость о том, что участники четверки провели телефонные переговоры о мирном урегулировании в Донбассе, кажется скверным анекдотом.
В самом деле, какой смысл говорить с президентом страны, напрочь отказывающимся выполнять Минские соглашения? Это ведь только способствует упрочению его уверенности в том, что он может делать все, что ему заблагорассудится, тогда как другие гаранты имплементации минских договоренностей так и продолжат делать вид, что процесс поиска оптимальных решения для установления мира продолжается.
Между тем, смысл происходящего представляется очевидным. То, что Минск-2 не будет принят к исполнению Киевом ни при каких обстоятельствах, стало понятно в тот момент, как публику ознакомили с содержанием соглашения. Мне вообще до сих пор неясно, каким образом Москве удалось загнать Петра Порошенко в эту гибельную ловушку. Один взгляд, без всяких дополнительных разъяснений, на пункты договоренностей позволяет сделать удивительнейшее открытие: все шаги, предписанные Киеву, призваны решить одну-единственную задачу — подвести законодательную базу под уже свершившиеся изменения в народных республиках, по сути дела, легализовать их существование в том виде, какой они обрели к февралю 2015 года — моменту подписания соглашений.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Порошенко рассказал о переговорах с Путиным, Меркель и Олландом
Никто никогда из украинских радикалов не позволил бы украинскому лидеру совершить эти шаги, провести через Верховную Раду конституционную реформу, предоставляющую особый статус мятежным территориям, закон об амнистии и помиловании, выборах и всем прочем он бы тоже не сумел, как бы ни старался. Минск-2 был обречен стать химерой с самого начала. Возможно, украинский президент поставил свою подпись под документом под давлением Франции и Германии, поскольку рассчитывал, что они будут отстаивать его интересы, возлагая на Россию ответственность за агрессию на Украине. Свой же интерес он видел в исполнении одного единственного пункта — о передаче под полный контроль Украине участка государственной границы, которую сейчас удерживают силы ЛДНР. Но вышло несколько иначе. Германия и Франция, Россия, естественно, тоже стали настаивать на пакетном исполнении Минска-2. Отказавшись выполнять эти требования, Порошенко поставил себя в положение стороны, демонстративно и грубо нарушившей данное ею обещание.
Продолжение переговоров — в интересах России и Донбасса, поскольку на каждом следующем этапе репутация украинского лидера, как политика, обманувшего и продолжающего обманывать доверие своих европейских союзников, будет только нагуливать жирок, вызывая все большее раздражение Франции и Германии.
Ну а, кроме того, мирные договоренности позволили Донбассу решить ряд жизненно важных вопросов. Шаткое перемирие, о котором постоянно договариваются участники Контактной группы в Минске, позволило довольно серьезно снизить интенсивность боевых действий, хотя с февраля 2015 года они надолго никогда не затихали. Однако, предельных обострений, как в нынешнем январе, когда Вооруженные силы Украины начали массированный обстрел позиций ДНР, тоже было всего несколько. И каждый раз они, хотя и не быстро, но все же разруливались в рамках той же Контактной группы.
Эта ситуация — ни войны, ни мира, вялотекущие обстрелы и бои низкой интенсивности — позволила республикам мобилизовать ресурсы для наведения порядка в гражданской сфере. Были укреплены органы власти, восстановлены правоохранительные структуры. Недавние же решения о введении на всех промышленных предприятиях региона, принадлежащих украинским олигархам, внешнего администрирования дает надежду на то, что в экономике Донбасса уже довольно скоро начнут происходить позитивные изменения.
Одновременно с этим, полным ходом шла фактическая интеграция ЛДНР в Россию — российский рубль окончательно вытеснил из денежного оборота гривну, российские специалисты помогли сформировать полноценные армейские структуры, Москва признала внутренние документы республик, предприятия, взятые во внешнее управление, будут завязаны на российские рынки и снабжаться сырьем будут также из России. Украина же в результате блокады, организованной профессиональными активистами, лишилась донбасского угля, что катастрофическим образом сказалось на состоянии ее промышленного комплекса, продолжающего деградировать опережающими темпами.
Минск-2 и далее будет играть роль гири, подвешенной к шее украинского государства. Скинуть это бремя она не в состоянии из-за обязательств, данных европейским партнерам. Исполнить соглашение нет ни единого шанса из-за радикалов, которые считают мирные договоренности едва ли не прямым предательством. Эта бессмысленная и вредоносная ноша так и будет продолжать горбить спину президента Порошенко, оказавшегося между молотом и наковальней.