Денег нет, и не будет

12 апреля Глава Департамента транспортной инфраструктуры КГГА Сергей Майзель напомнил о том, что декоммунизированная Украина не только утратила унаследованную из советских времен авиакосмическую отрасль, но может потерять даже построенное все теми же большевиками метро. Чиновник из команды Виталия Кличко признал, что финансовых ресурсов киевского метрополитена хватит всего на месяц, после чего работа подземки окажется под большим вопросом.

«На сегодняшний день метрополитен работает за счет накопленных ресурсов. В таких условиях подземка может проработать не больше месяца, поскольку шестого числа каждого месяца работникам коммунального предприятия нужно выплачивать заработную плату, а подвижной состав не может выехать на линию без планового осмотра, который также требует затрат. Мэр и департамент транспорта прикладывает максимальные усилия, для того чтобы не допустить реализацию пессимистических вариантов развития ситуации», — заявил Майзель.

Однако, он так не конкретизировал, за счет чего предполагается спасать обанкротившийся столичный метрополитен. А это совсем не праздный вопрос — учитывая, что городская казна давно дает деньги только на переименование идеологически неправильных улиц и строительство патриотических памятников, а все попытки привлечь новые транши иностранных кредитов остались без результата.

Долги: донецко-российский след

При этом, положение киевского метрополитена еще хуже, чем об этом рассказывают чиновники. У Кличко не только заканчиваются деньги на поддержание текущей работы главной транспортной системы столицы. На метрополитене висят долги на сумму почти 2 миллиарда гривен, которые накопились с процентами в результате использования ста вагонов российского производства, которые были куплены по системе лизинга у компании «Укррослизинг». Суть лизинга в упрощенном виде такова: вагоны не считаются выкупленными до тех пор, пока не выплачена вся сумма долга. До есть вагоны киевской подземки — де-факто российские.

Сделка была совершена еще в далеком 2009 году — причем «Укррослизинг», который связывают с соратником Виктора Януковича Юрием Иванющенко и российским государственным «Внешэкономбанком», поставил произведенные в Мытищах вагоны после более чем сомнительной сделки с участием сразу трех «однодневных» фирм, окружным путем через Литву и Донецк. К слову, зимой этого года Генпрокуратура сняла с Юрия Иванющенко все выдвинутые обвинения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Олейник: Украина стремительно опускается в каменный век

Таким образом, в силу тонкостей лизингового договора, киевский метрополитен фактически использует все это время вагоны «государства-агрессора», вдобавок, выплачивая за это миллионы фирме, которую подозревают в тесных связях с российским банком и человеком из окружения «кровавого диктатора» Януковича. В прошлом году Хозяйственный суд Киева частично удовлетворил иск «Укррослизинга», взыскав с метрополитена почти 400 млн. грн. в качестве оплаты части стоимости предмета лизинга, 235 млн. грн. инфляционной компенсации, а также 3% годовых на сумму 25 млн. грн.

Киевсовет обжаловал это решение в прокуратуре, однако 10 февраля 2017 года Высший хозяйственный суд оставил кассационную жалобу Киевсовета без рассмотрения. Более того, согласно решению суда, исполнительная служба арестовала счета  метрополитена. В марте Виталий Кличко обратился к президенту Порошенко с требованием помочь с решением этой проблемы, будущее киевского метро до сих пор находится в подвешенном состоянии. И остается не ясным, почему украинские патриоты до сих пор спокойно ездят в киевском метро — вместо того, чтобы блокировать рельсы, не пропуская по подземным тоннелям вражеские вагоны?

Заплатят киевляне

Где же будут искать деньги на погашение долгов перед «Укррослизингом»? Как стало известно Ukraina.ru, в Кивсовете всерьез надеются хотя бы частично решить эту проблему за счет средств из недавнего транша от МВФ. Однако, эти надежды могут не оправдаться — поскольку кредиты формально предназначены на то, чтобы подлатать бюджетные бреши во всеукраинском масштабе. А главное, за их целевым использованием должны следить специально делегированные представители международных финансовых структур, которым не очень интересны проблемы киевского метро.

Поэтому, в Киевсовете и у Кличко готовят повышение цен на проезд, чтобы заставить заплатить за долги самих киевлян. 7 апреля заместитель руководителя киевского метро Дмитрий Пеклун сообщил о том, что киевские власти рассматривают вариант повышения стоимости проезда в столичном метро с 4 до 6 гривен, обещая в перспективе поднять цены до европейского уровня. Таким образом, согласно логике украинских властей, каждый раз, бросая жетон метро в приемник турникета, среднестатистический киевлянин будет косвенно финансировать "агрессию Россию в Украине", а потому легко может быть получить черную метку пособника террористов.

«Есть несколько методик расчета тарифа. Основная — инвестиционная составляющая. Мы закладываем туда развитие метрополитена — строительство новых станций, покупку подвижного состава. Если так, то тариф теоретически может быть, как в Европе. Но, думаю, повышение может быть в пределах 50%», — обрадовал киевлян Пеклун. А главный экономист КП «Киевский метрополитен» Максим Демченко еще ранее заявил о том, что цена на проезд может вырасти сразу в три раза. Причем, уже очевидно, что городские власти поставят пассажирам недвусмысленный ультиматум — чтобы метро не прекратило свою работу, надо платить больше. И именно ради этого вбрасывают в СМИ информацию о возможной остановке оставшегося без средств метрополитена.

Ездить на вражеском

А что будет с российскими вагонами, купленными в лизинг у фирмы с «российско-донецким» следом? Украинской патриотической общественности придется ездить на них и дальше, накручивая долги. Киевский метрополитен не может отказаться от этих вагонов. Правда, в 2015 году Киев заказал украинскому Крюковскому вагоностроительному заводу ремонт пятидесяти вагонов метро, но это не решает вопрос с укомплектовкой паркового состава метрополитена. Не говоря уже о том, что к качеству работы вагоностроителей из Кременчуга возникало немало вопросов, а городу все равно надо покупать новые, современные поезда.

Теоретически, эту проблему могли бы решить поставки нового метропоезда «Москва», который вышел на линии московского метро 14 апреля, отличаясь улучшенными техническими характеристиками и модернизированной системой безопасности. Но у Киева нет средств на покупку новых вагонов, да и сделка с российским предприятием наверняка вызвала бы истерику националистов — несмотря на двусмысленную историю с вагонами «Укррослизинга».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Киевляне задолжали 1 млрд за электроэнергию

Впрочем, Киев все равно перестал строить в последние годы новые участки метро. На это тоже нет денег, а большинство специалистов уехали в Москву, где украинские метростроители активно участвовали в строительстве недавно открытых станций новой линии, связывающей центр города с районом Солнцево.