Украинский газовый монополист НАК «Нафтогаз Украины» во вторник сообщил, что по результатам 2016 года получил чистую прибыль в размере 26,5 млрд гривен — преимущественно благодаря прибыли от транзита. Однако эти успехи украинской госкомпании были омрачены международным скандалом.
Демарш главы ЕБРР
7 апреля президент Европейского банка реконструкции и развития Сума Чакрабарти в письме президенту ЕБРР президенту Петру Порошенко и премьер-министру Владимиру Гройсману заявил, что реформа НАК «Нафтогаз Украины» может потерпеть фиаско в ближайшие дни.
«Обращаюсь к вам по неотложному делу. Реформа "Нафтогаза", одна из самых важных, находящихся под вашей юрисдикцией, может потерпеть фиаско в ближайшие дни. После ряда разочаровывающих событий, независимые члены набсовета НАК заявили о возможности ухода в отставку. Если это произойдет, это не только серьезно навредит "Нафтогазу", а и разрушит уверенность международного сообщества в обязательствах правительства по реформированию и реструктуризации НАК», — пишет президент ЕБРР.
Шаг вперед и два назад
Претензии главы ЕБРР выглядят весьма странно в свете того, что Нафтогазом после победы Майдана управляют менеджеры, подконтрольные ЕБРР. Как рассказал нашему изданию член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, речь идет о главе компании Андрее Коболеве и коммерческом директоре «Нафтогаза» Юрии Витренко.
«ЕБРР использовала неразбериху в 2014 году, когда президента не было, начались волнения в Крыму и на востоке Украины, для того чтобы протолкнуть лояльных им Коболева и Витренко в руководство НАК «Нафтогаз». Коболев и Витренко вошли в сговор с ЕБРР, рядом частных европейских банков и частью трейдеров, занимающихся реверсными поставками газа. Эти структуры максимально поддерживают своих ставленников», — заявил эксперт.
По его данным, нынешнее заявление Чакрабарти вызвано той подковерной борьбой, которая развернулась между руководством «Нафтогаза» и президентом Украины Петром Порошенко за активы энергетической госкомпании.
Битва за «Нафтогаз»
Под предлогом исполнения так называемого Третьего энергопакета ЕС Порошенко в сентябре 2016-го пытался вывести компанию «Укртрансгаз» из подчинения Нафтогаза и поставить там своих менеджеров. Однако он столкнулся с резким сопротивлением руководства ЕБРР, фактически выступившего против требований ЕС к нефтегазовому рынку Украины. В итоге «Укртрансгаз» остался в подчинении «Нафтогаза». Теперь ситуация снова обостряется, отмечает Корольчук.
«Демарш главы ЕБРР — попытка удержать контроль над такими подразделениями Нафтогаза, как «Укргаздобыча», которая занимается добычей природного газа, и «Укртрансгаз», который занимается транзитом газа и которому принадлежат подземные хранилища», — рассказал Корольчук.
Он отметил, что «это звучит крамольно по отношению к Третьему энергопакету: западные менеджеры из набсовета «Нафтогаза» выступают против «европейских либеральных газовых ценностей» — вопреки провозглашенным реформам. Однако цель международных банкиров в данном случае — удержать контроль над процессами приватизации этих предприятий, подчеркнул Корольчук.
«Ближайшая цель — создание совместной компании по контролю над «Укртрансгазом». Далеко идущая цель — постепенное выведение «Укргазобычи» и «Укртрансгаза» из под контроля государства», — сообщил эксперт.
Эти цели встречают противодействие со стороны Порошенко и его окружения, которые понимают, какой лакомый кусок от них уплывает. Сейчас они вводят в наблюдательный совет своих людей, чтобы нивелировать влияние иностранных менеджеров. Именно это вызвало протест со стороны ЕБРР, а вовсе не буксующие реформы, констатировал эксперт.
«Представители группы Порошенко просто увидели, как из их рук уплывает огромный кусок имущества, которое дает возможность влиять на разные процессы — от тарифов на газ для населения до магистральных газопроводов и добычи газа. Так просто они эти активы не отдадут», — уверен Корольчук.
Порошенко и его окружение давно практикуют схему, по которой государственные активы управляются «своими» менеджерами. Это позволяет выкачивать из госкомпаний прибыль и минимизировать риски — любые экономические трудности госпредприятий ложатся на плечи украинских налогоплательщиков.
Получится ли провернуть подобное с «Нафтогазом»? Возможно да, возможно и нет. Но, в любом случае, не так уж и важно, в чьи карманы будет утекать прибыль украинских предприятий — большинству жителей Украины это не принесет никаких дивидендов.