Подконтрольная Киеву Авдеевка последнюю неделю оставалась без централизованного электро- и водоснабжения. Только во второй половине дня 4 апреля оно было восстановлено, сообщил гендиректор АКХЗ Муса Магомедов.
«Неделя без света и воды пережита. Спасибо энергетикам ДТЭК, МЧС и СЦКК», — написал он на своей странице в Facebook.
В действительности перебои в снабжении Авдеевки водой и электричеством продолжаются с небольшими перерывами с начала февраля.
В городском резервуаре создан небольшой запас воды — четыре тысячи кубометров. Для города, в котором еще остается около 16 тысяч населения, это крайне мало.
Во время перебоев с электроснабжением объекты социально-бытовой сферы, не имеющие собственных систем резервного электропитания, обеспечиваются электроэнергией от генераторов ГСЧС. Ситуация с центральным теплоснабжением лучше — оно реализовано за счет теплоэнергоцентрали Авдеевского коксохимического завода.
Электричество поступало в Авдеевку со стороны ДНР, однако 29 марта из-за обстрела город в очередной раз был обесточен. Без света также оставались Авдеевский коксохимический завод, Донецкая фильтровальная станция и шахта им. Челюскинцев.
С 1 апреля должен был начать действовать режим прекращения огня, однако стрелять так и не престали.
Авдеевский коксохим
Авдеевка — типичный пример моногорода. Все в ней завязано на АКХЗ — что говорить, если даже теплом город снабжает завод. Четыре тысячи сотрудников, если учесть еще их семьи, составляют более половины нынешнего населения Авдеевки.
Как рассказал в на своей странице в Facebook директор АКХЗ Муса Магомедов, завод фактически на грани остановки. Если завод полностью остановится, снова запустить его будет невозможно.
«Вероятность полной остановки завода есть всегда, и сейчас мы снова на этой грани. Есть несколько мест, при прямом попадании в которые завод остановится насовсем. Нам относительно повезло, что удавалось спасти ситуацию, когда завод уже трижды за время обстрелов был на грани полной остановки», — пишет Магомедов.
Спасение завода, помимо восстановления поставок угля, прекратившихся из-за блокады Донбасса, введенной украинским правительством, зависит в первую очередь от ремонта линий электропередачи.
«У нас было 4 линии ввода электроэнергии, но после эскалации конфликта в феврале этого года нам дали восстановить только один. Разрешение на ремонтные работы в большей мере зависит от решения "той" стороны (ДНР — Ред.)», — рассказал Магомедов в интервью Deutche Welle.
Однако обвинять руководство ДНР в задержках бессмысленно — линии электропередач находятся в зоне обстрела украинских военных, и их ремонт выглядит бессмысленным до тех пор, пока стреляют артиллерия и минометы. Здесь показательна ситуация с Донецкой фильтровальной станцией — ее запуску также мешают обстрелы.
Выстрел в ногу
ДФС, которая снабжает Авдеевку водой, уже много месяцев находится под постоянными, хотя и не слишком интенсивными обстрелами. В конце февраля вопреки перемирию она была захвачена украинскими боевиками «Правого сектора» * при поддержке подразделений ВСУ, однако под давлением международной общественности станцию вернули Донецку.
Сейчас объект находится под контролем ДНР, однако запустить его в действие не дают постоянные обстрелы. Последний раз энергетики, пытавшиеся восстановить электроснабжение станции, попали под огонь 1 апреля.
«Бригады, проводившие ремонтные работы на ДФС попали под обстрел со стороны ВСУ из минометов калибром 120 мм. Данный факт зафиксировали представители миссии ОБСЕ и СЦКК с российской стороны, которые находятся на фильтровальной станции», — приводит Донецкое агентство новостей сообщение оперативного командования ДНР.
Даже то, что от обстрелов украинских военных страдают жители подконтрольных Киеву территорий, не останавливает артиллерийский огонь. Украина фактически стреляет сама по себе — либо не считает «своими» даже тех жителей Донбасса, которые живут на подконтрольных Киеву территориях.
Отторжение Донбасса
Вообще действия Киева в отношении Донбасса более всего похожи не на попытки мирного урегулирования, а на попытки отторгнуть регион от Украины. Такое мнение высказал гендиректор АКХЗ Муса Магомедов, комментируя введение киевским режимом блокады ДНР и ЛНР.
«Я всегда был оптимистом по реинтеграции Донбасса, но сейчас таких надежд все меньше. Думаю, что Украина потеряла еще одну часть своих сторонников на неподконтрольных территориях. Такое впечатление, что мы уверенно движемся к приднестровскому или абхазскому сценариям. С помощью этой блокады мы убили последние шансы, которые были в пределах Минских соглашений», — пишет он в своем блоге.
Блокада бьет по украинской экономике. Ущерб от блокады Донбасса премьер-министр Владимир Гройсман оценил в три с половиной миллиарда долларов и потерю 75 тыс. рабочих мест. Бывший депутат Верховной Рады Владимир Олейник считает, что даже эти оценки крайне занижены.
«Такие отрасли, как тяжелая промышленность, машиностроение, энергетика — это локомотив экономики, и очень тяжело посчитать все вагоны, которые тянет этот локомотив. Резкая остановка этих отраслей неминуемо вызовет «эффект домино», который будет иметь катастрофические последствия для экономики государства в целом», — написал он на своей странице в соцсетях.