Эксклюзив

«Чудеса света» из Севастополя

Олег Измайлов
автора Ukraina,ru

Донецк Севастополю друг товарищ и соратник

Новости о том, что делают в Севастополе его власти и общественники для преображения города, нынешней весной идут одна за одной. Пару недель назад департамент развития города на инвестфоруме в Сочи представлял проект фешенебельной застройки в Балаклаве, позавчера на форуме «Интурмаркет-2017» в Москве турбизнес завлекал своими достопримечательностями, в том числе и теми, которые только в перспективных планах, а вчера градостроители представили на суд севастопольцев план грандиозной застройки так называемой Молочной балки — на просторных экологически чистых площадках.

Понятно, что с каждым днем таких новостей будет больше, потому что тот факт, что Севастополю, равно, как и всему Крыму, необходимо переформатирование чуть ли не во всех сферах жизни, стало общим местом в думах и беседах тех, кто искренне любит Город-герой и благословенную Тавриду.

Вид на Собор Святого Владимира на территории национального заповедника "Херсонес Таврический" в Севастополе

Насущность коренных перемен диктуется многими обстоятельствами. Назовем только основные. Во-первых, жесткая конкуренция с курортами Средиземноморья от Анталии до Будвы, верней, полная пока невозможность конкурировать с ними всерьез и надолго. Во-вторых, социально-экономическое планирование будущего всего полуострова, которое носит специфический характер из-за введенных западным миром санкций, мешающих завести в Крым полноценные масштабные инвестиции; построение схем работы с внутренними источниками финансирования региональных проектов не только за счет государственных средств. В-третьих, острая необходимость загрузить и крымчан и, возможно, жителей близких к полуострову регионов рабочими местами. Ну, и никто не отменял в рамках государства Российского веления времени, просто кричащего о возврате Крыму былой славы «Русской Ривьеры», а Севастополю — облика флагмана российских военно-морских традиций. Первое — задача частно-государственного сотрудничества. Второе — почти полностью дело державы и ее казны. Но и в первом, и во втором случае, нужны не просто нестандартные, а дерзновенные, где-то даже на грани невозможного, проекты.

Предлагаемый взгляд на решение проблем — плод трехлетнего обсуждения их севастопольскими и донбасскими активистами, журналистами. Зимой пятнадцатого будущее Севастополя, как главной базы флота и промышленно-туристического кластера западного Крыма обсуждалось в числе прочих патриотических задач русских людей Юга России на дискуссионном клубе «Гражданской инициативы Донбасса» — собрания интеллектуальных сил Донецка. Публикации по итогам обсуждения появлялись и в севастопольской, и в донецкой печати.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Крым завтра

Прежде, чем перейти к самим идеям суперпроектов, необходимо подчеркнуть неразрывную связь Севастополя и Донецка. Город русской военно-морской славы старше столицы шахтерского края на 87 лет (основаны в 1783 и 1870 годах соответственно), но биографии городов связаны историческим обстоятельством — металлургический завод и шахты Новороссийского общества в донецкой степи были построены валлийцем Юзом в год начала возрождения Черноморского флота и крепости Севастополь после поражения в Восточной война 1853-1856 гг. Императорское правительство понимало, что без металла сделать это быстро и качественно невозможно.

Рабочие на Юзовском металлургическом заводе в Донецке

Юзовский завод, который за 150 лет превратился в миллионный Донецк, дал и рельсы для железной дороги Харьков-Лозовая Севастополь, и металлоконструкции для мостов через реки на пути из центра империи в базу флота, и прокат для строительства новых кораблей на верфях Николаева и Херсона, и уголь для них. За полтора века Донецк и Севастополь обросли миллионами промышленных, культурных, спортивных и личных связей. Неудивительно, что Донецк и Донбасс имеют в Севастополе одно из самых представительных землячеств и принимают проблемы Города-героя близко к сердцу. 

Научная фантастика

Итак, речь идет о проектах, которые могут сделать Севастополь городом, о котором в России (прежде всего, именно в РФ) и всем мире будут говорить, как о месте уникальных проявлений человеческого разума. Каждое из них, будет в состоянии поразить воображение, может одновременно с этим оставлять в сознании обычного человека неизгладимый след. Каждое из них, принося практическую пользу муниципальному образованию, городской общине, будет приносить и практическую пользу в виде рабочих мест для горожан и денег, оставляемых в городе туристами и отдыхающими. Кроме того, все проекты призваны максимально повысить урбанизацию Севастополя и окрестностей, выводя его родовую городскую ментальность на уровень 21 века.

Подземный тоннель через Севастопольскую бухту

Каждый, кто посещал Севастополь хотя бы раз, отмечал, несомненно, не только красоту и прихотливость береговой линии, изрезанной многочисленными бухтами, но и существенные транспортные затруднения, которые испытывает город, связывая две его части. Главная, которая от крепостных бастионов пошла на юг и давно добралась Казачьей и Камышовой бухт, уперлась в заповедные земли у мыса Фиолент. В советское время город стал расти и на запад, в гористой местности, довольно трудной для строительных работ. А вот Северная сторона Севастополя, в свое время застроенная жильем для моряков и их семей, различными службами флота имеет хорошие виды на рост дальше в северном направлении. Учитывая, что берег здесь глинистый, а пляжи, чем дальше уходят в сторону Евпатории, тем более песчаные, можно предположить, что при хорошем и надежном сообщении этой части города с южной стороной, можно было бы на будущее планировать бурное развитие туристического сектора и строить собственно сам город.

Вид города Севастополя

В любом случае, прямой транспортной доступности Севастополя с Северной стороны все равно не будет альтернативы. Об этом, несомненно, будут думать архитекторы будущего. Но лучше это делать уже сегодня. Тоннель под главной севастопольской бухтой пока даже не рассматривался ни городскими властями, ни общественниками. В год возвращения Севастополя в состав России были созданы несколько концепций будущего развития города, самой серьезной из которых была та, что разработала команда бизнесмена Алексея Чалого.

В одной из них говорилось о возможном строительстве авто- и железнодорожного моста через Севастопольскую бухту. Пока же, через нее жители и транспорт переправляются почти тем же способом, что и во времена Нахимова — при помощи плавстредств. Только тогда шлюпками и яликами пользовались, а в наше время — вместительными катерами и паромами (авто). Другой путь — по берегам бухт — долог и расточителен.

Тоннель под бухтой представляется предпочтительней моста. Роль главной базы ЧФ никуда не делась, с годами она будем укрепляться. Поэтому мост в таком стратегически важном месте нежелателен. Тоннель можно было бы построить достаточно быстро.

Для примера, знаменитый тоннель «Мармарай», соединяющий под проливом Босфор азиатскую и европейскую стороны Стамбула, строили 9 лет, и обошелся он туркам в 5 миллиардов долларов. Это с учётом подъездных путей, соединения с сетью существующих автодорог.

В Севастополе задача куда скромнее. Ширина Севастопольской бухты около километра. Транспортная сеть четырехсоттысячного Города-героя даже с учетом неизбежной в случае реализации проекта коренной реконструкцией транспортной инфраструктуры, несравнима с аналогичной в пятнадцатимиллионном Стамбуле. Можно смело говорить, что вряд ли стоимость проекта составит более миллиарда долларов. Для российского бюджета это будет меньше десятка «Ельцин-центров». Выгода же настолько очевидная, что мы и говорить о ней долго не будем, а перейдем, ко второму.

Копакабана по-севастопольски

Бывший «народный губернатор Севастополя» Алексей Чалый, возглавив три года назад Агентство стратегического развития Севастополя, предложил городу и миру свое видение урбанистических перспектив своей великой малой родины. В частности, подчеркивал, что в отличие от Республики Крым, Севастополь не видит необходимости делать упор на развитии курортного бизнеса «Наши конкурентные преимущества — это солнце, море, хорошие бухты. Из этого можно выжать достаточно много экономики, причем в неявном виде — не в виде пляжей и гостиниц с ресторанами», — говорил тогда Алексей Чалый.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Они украли наш Крым»

И был совершенно прав — собственно Севастополь надо развивать как базу флота и подчиненных ему ремонтных предприятий и ВПК, возвращать городу советскую славу центра приборостроения и восстанавливать мощные рыболовецкие предприятия. Благо, еще есть из чего и с кем восстанавливать, не все украинские власти разрушить успели за четверть века владения городом.

Сторожевой корабль "Адмирал Григорович" входит в Севастопольскую бухту

В Севастополе, разумеется, приоритетен будет всегда военно-исторический туризм. Но на север от исторического центра, за Севастопольской бухтой у города во владении есть несколько муниципальных образований на берегу моря. Учкуевка-Любимовка-Кача-Андреевка — так выглядит описание севастопольской Капакабаны. И да, полоса сплошного пляжа этого будет подлинней знаменитого бразильского: у него-то всего четыре километра, а здесь все 20-25 могут нарисоваться. Да, это огромная работа, но вполне посильная. Оборудование собственно гигантского пляжа, подвод к нему удобных дорог, выделение площадок для строительства коттеджей и гостиниц первой линии, а также всяких там аквапарков и прочих аттракционов — дело реальное. При наличии политической воли и привлечении отечественных инвестиций все дело может занять от 5 до 10 лет. Максимум. Можно представить себе отраслевой и корпоративный подход к реализации плана, если заинтересовать этим проектом (а скорее даже, проектами) компании Севера и Сибири, чьи работники, горожане Сургута, Надыма, Тюмени, Воркуты, Норильска, Красноярска могли бы поправлять здоровье в мягком крымском климате под Севастополем, а не в Турции с Грецией. Да и деньги в стране оставаться будут. В общем.

Проект — тоже из числа более чем очевидной пользы. Но кроме пользы, напомним, город и полуостров получат еще один уникальный объект, которым можно гордиться и использовать как инструмент повышения имиджа Крыма и РФ целом. Да, севастопольской «Капакабане» будет далеко до знаменитых природных 100-200-километровых пляжей Америки, Австралии, Новой Зеландии, но ведь в России пока ничего подобного нет, да и в Европе — наперечет.

Автономные острова

Говоря о них, мы вдохновляемся, прежде всего, знаменитыми рукотворными островами, «пальмами» в океане, построенными из песка и камня в Дубае. Там, конечно, все очень дорого и роскошно. Наш план скромней и технологичней. У того же 20-километрового пляжа, описанного выше, есть несколько точек, где в море на расстоянии километра примерно от береговой линии можно построить стационарные платформы, на которых как в конструкторе крепятся модули. Модуль-пляж, например, из громадных пластиковых платформ, с сетями безопасности со всех сторон. Модуль-кафе (вспоминаются советские рестораны «Поплавок») соседствует с модулем морских развлечений и модулем-пристанью для маломерных моторных судов и яхт. Включив фантазию. Можно придумать много вариантов. Главный расход тут будет в строительстве главного модуля и проведения к нему коммуникаций — электричество, связь, вода. Такие острова можно менять по размерам и функциям (вплоть до использования в научных или военных целях), сдавать их в аренду и т.д. И снова так — для имиджа полезно. Это было бы исключительно севастопольское, крымское «чудо».

На набережной в Севастополе

Супер-набережная

Пока что у приморского города она одна — Приморский бульвар с набережной им. Корнилова. Прогулочная зона с множеством разрывов в центре Севастополя упирается спиной в Графскую пристань, а ногами в Артиллерийскую бухту. Очаровательна, узнаваема. Но очень уж невелика и тесна. У команды Алексея Чалого тоже есть мечта — построить набережные вдоль всех севастопольских бухт. Наш проект рисует этот план так. Громадная набережная опоясывает весь исторический комплекс города, начиная с Южной бухты и до самой Казачьей и мыса Херсонес. На нем, кстати, соратники Чалого мечтают построить гражданский аэропорт. Перспективы чудо-променада трудно переоценить. Сверхнабережная позволит не только революционно перестроить отдых в городе, но и дать толчок к развитию многих и многих социально-экономических проектов. Разумеется, это очень трудная градостроительная и транспортная задача. Решать ее лучше всего в комплексе со всеми остальным проектами севастопольских «чудес света».

опрос

Оцените дизайн сайта Украина.ру

-2-1012
Сложный
Простой
Яркий
Скучный
Понятный
Непонятный
Удобный
Неудобный
Привлекательный
Отталкивающий
Мнения