- Почему Ринат Ахметов, предприятиям которого в ЛДНР устроили сначала блокаду, а потом и вовсе национализировали, проявляет внешнее спокойствие? Что он знает, чего не знаем мы?
— Насколько я знаю Ахметова, он сам по себе человек выдержанный, но он переживает, конечно, что лишился активов в ЛДНР. Но поверьте мне, как бывшему члену парламентского комитета Верховной Рады Украины, который занимался, в том числе и налоговой политикой, я хорошо знаю структуру его компаний.
Смотрите, Китай, Бразилия, Австралия и Россия являются крупнейшими экспортерами железорудного сырья в мире. Что касается Украины, то там ситуация с экспортом железной руды отличается от этих стран низкой рентой на добычу руды. В свое время мы инициировали ее повышение, но наша инициатива не находила по понятным причинам поддержки у правительства.
В той же Австралии налог на добычу железной руды в 40 раз выше, чем на Украине. Представляете? В Австралии эта отрасль промышленности является бюджетообразующей. А у нас вся прибыль остается в кармане у Ахметова. Для него главное в его бизнесе — ГОКи. Они являются генератором денег. Когда-то было и второе направление — дотации на добычу угля, но теперь этого уже нет.
А сам по себе металл, который выплавляется на его заводах, если не убыточен, то у него нулевая или мизерная рентабельность.
Ахметов монополист в вывозе железорудного сырья. Он вывозит его через Мариупольский порт. Национализированные предприятия Ахметова в ЛДНР приносили в бюджет Украины 2%, а вывоз железорудного сырья — 12%! Если бы республики взяли Мариуполь, Ахметов бы не смог вывозить сырье, и это была бы катастрофа для его бизнеса и бюджета Украины.
- Так что, Ахметов все же чувствует себя даже после национализации неплохо?
— Ахметов сегодня фактический банкрот. Вообще все олигархи на Украине фактические банкроты, кроме Порошенко и Коломойского. Со вторым все понятно, а про Порошенко объясню. Во-первых, он, будучи президентом, выжал из Украины деньги. Во-вторых, через суды вывел все свои активы, включая и активы из российских банков, и не стал рассчитываться по кредитам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Игры олигархов: «национализация» Ахметова и смерть Оппоблока
Что касается олигархов, то все их активы оценивались еще до войны. Теперь же они подешевели. А у них с западными банками договора: если дешевеют активы, снижается капитализация компаний, то банки могут потребовать немедленного погашения кредиты. Вот этим и объясняется сговорчивость Рината во время событий на Майдане и после них.
У него в швейцарских банках заложены предприятия, в том числе и те, что национализированы в ЛДНР, на сумму в 5 млрд долларов. Если бы была просто блокада, то она бы означала для Ахметова банкротство, но так как тут блокада плюс национализация, то это классический форс-мажор. Так что он может не погашать кредит, и уйти от банкротства.
- Но все-таки, почему он не настоял на том, чтобы снести блокаду? У него ведь остался силовой ресурс.
— Это не так-то просто. Согласно социологическим данным, большинство украинских граждан поддерживает блокаду. Тут надо, чтобы кто-то взял на себя политическую ответственность за разблокирование. Вроде как Порошенко дал до 15 марта время разобраться с блокадой.
- А как теперь ЛДНР будет налаживать работу на ахметовских предприятиях?
— Уникальность Донбасса в том, что тут железная руда находится в шаговой доступности от коксующихся углей. Но сейчас, так как завезти в республики железорудное сырье из-под Кривого Рога нельзя, то его надо завозить из России. Его можно взять с Курской магнитной аномалии (это между Курском и Белгородом) или из-под Мурманска.
Но тут вопрос в железнодорожных перевозках. На Украине для перевозки сырья существовали специальные тарифы. То есть и тут надо будет снизить тарифы, так как очень большое расстояние.
К тому же надо решить вопрос с обеспечением работой 100 тысяч человек, которые трудились на этих предприятиях. Они платили налоги в бюджет Украины. Причем четверть или половина военного бюджета Украины формировалась из их налогов.