Нет дыма без угля: как связаны блокада Донбасса и взрыв на шахте под Львовом - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нет дыма без угля: как связаны блокада Донбасса и взрыв на шахте под Львовом

© Фото : Facebook/Вячеслав Аброськин
Читать в
Из-за блокады Донбасса умирает украинская металлургия, а из-за неспособности украинских властей следить за шахтами даже на подконтрольной территории гибнут шахтеры. Что ждет шахты Донбасса и каковы перспективы покупки угля за рубежом, разбиралась Ukraina.ru

Угольный навар

Сегодня начала работу Правительственная комиссия по расследованию причин обвала шахты «Степная» во Львовской области, который случился 2 марта.

«Ее цель — выяснить причины аварии, которая привела к гибели и травмированию людей, изнутри получить информацию, что именно не сработало: инструкции по безопасности или их невыполнение, обеспечение системами безопасности или их неисправность", — сообщил глава Министерства регионального развития Геннадий Зубко.

Президент Украины Петр Порошенко в связи со взрывом поручил Кабмину провести проверку всех шахт. Как заявил ранее глава Минэнерго Игорь Насалик, шахта «Степная» — одна из немногих, которая имела автоматизированную систему управления выбросов метана, поэтому «очень странно», сказал Насалик, что что именно на этой шахте произошел взрыв.

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман в свою очередь сообщил, что в ходе проверки будет определено, что нужно для того, чтобы повысить безопасность на шахтах. Еще до начала работы Комиссии, Гройсман уже посчитал, что на эти цели понадобится дополнительно 200 млн грн.

Почему-то, как и в случае с обрушением Шулявского моста в Киеве, власть начинает бороться уже со следствиями, забывая играть на предупреждение трагедий, которые происходят в результате халатного отношения к свои согражданам.  А миллионы гривен, выделенные на развитие инфраструктуры, испаряются в воздухе. 

По предварительным данным, причиной трагедии называют взрыв метана. Однако к взрыву метана могли привести разные события: это могло быть результатом нарушения правил безопасности, просто неожиданным выбросом метана, но есть и другая, наиболее интересная версия.

Сопутствующим обстоятельством, а может и первопричиной трагедии могла стать все та же блокада Донбасса. Дело в том, что в связи блокадой и остановкой поступления угля из ДНР и ЛНР, украинские власти готовились к тому, чтобы увеличить объемы добычи на «Львовуголь».

«Связан ли взрыв на шахте с проведением работ по увеличению объемов добычи, даст заключение только комиссия»,  - сказал  глава Львовской ОГА Олег Синютк.

Сегодня в Киеве прошла пресс-конференция, в ходе которой политолог Руслан Бортник заявил, что добыча угля действительно будет интенсифицироваться по причине большой прибыльности угольных схем.

«Угольный бизнес стал очень прибыльным. Угольная схема, которая проявилась на фоне блокады показала, что заменила нефтегазовую схему по прибыльности». По его словам, разница между купленным углем в Донецке и Луганске и оприходованием его на Украине составляет от 6 млрд гривен в год. Эта мегаприбыльная схема. Рост тарифов на услуги ЖКХ привел к тому, что  добыча угля становится прибыльной не только на Востоке Украины, но и на Западе. Соответственно эта добыча будет расширяться и интенсифицироваться без соблюдения стандартов и надлежащей модернизации объектов», — считает эксперт.

Кроме того Бортник выразил мнение, что к трагедии привел развал контролирующих органов, который начался еще при правительстве Арсения Яценюка.

«Причина трагедий — политика дерегуляции, которой хвасталась правительство Яценюка еще в 2014 году, когда одним махом, была прекращена работа целого перечня контролирующих госслужб и институций. Государство отказалось от этих служб или де-юре, или де-факто. Следовательно, бизнес будет пытаться извлечь максимальную прибыль. Поэтому трагедии неизбежны. Это следствие политики, которую запустило правительство Яценюка», — сказал он.

По мнению Руслана Бортника, блокада вкупе с трагедией во Львове может привести к отставке главы Минэнерго Игоря Насалика.

«С учетом того, что кресло под Насаликом и так шатается, претензий к нему достаточно много в связи с событиями на Востоке Украины, расследование комиссии может стать решающим фактором для отставки самого Насалика, особенно в преддверии переформатирования правительства и окончания иммунитета работы правительства. Поэтому расследование этой трагедии подтолкнет и сделает отставку главы Минэнерго более вероятной», — подытожил политолог.

Руководитель Независимого союза Шахтеров Михаил Волынец в комментарии Ukraina.ru заявил о том, что Комиссия до сих пор ни разу не собралась после аварии и до сих пор обстоятельства инцидента не расследованы. По мнению Волынца, в данном случае добыча угля не была увеличена, а даже уменьшена, поэтому именно в этом случае увеличение добычи вряд ли стало причиной взрыва. 

«Комиссия в первый раз собралась только на пятые сутки после аварии. Многие вопросы не решены и не будут решаться, потому что часть ответственности перекладывается на государственную службу по вопросам труда, не разблокирован счет предприятий. Комиссия, которая будет только сегодня создаваться не проводила расследование экспертной комиссии и не посещала аварийный участок, поэтому нельзя оценить масштабы аварии на компетентном уровне. Экспертная комиссия должна обследовать участок, определить причины, опросить людей, в больнице опросить пострадавших шахтеров и доложить Комиссии», — сказал он.

В ответ специалист управления горного надзора, присутствующий на конференции, заявил, что «спешить, конечно, надо, но медленно». В целом это хорошо характеризует прокрустинацию властей в отношении любых насущных проблем.

Агрессивный уголь

Каковы истинные причины взрыва на Шахте Степной покажет, время, но вопрос о том, сколько еще Украина протянет без угля из Донбасса, остается открытым.

После того, как бывшие атошники устроили энергетическую блокаду Донбасса, а Донбасс объявил ответную блокаду Украине и перевел предприятия на внешнее управление, у Киев осталось два варианта. Украина может получить уголь для ТЭС и ТЭЦ  либо в США, что, по словам премьера Украины Владимира Гройсмана, экономически невыгодно, либо в России.

Но в минэнерго Украины уже заявили, что хотят запретить импорт угля антрацитовой группы из России. Глава Минэнерго Игорь Насалик объяснил это тем, что Россия якобы может перепродавать Киеву уголь из Донбасса, но уже с наценкой. При этом сам Насалик признал, что в условиях блокады Киеву придется импортировать уголь из РФ либо дальнего зарубежья. 

Реалии могут оставить размышления о том, что покупать уголь из «страны агрессора» невозможно, на уровне разговоров.

По оценке члена наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрия Корольчука, в день Украина сжигает 60 тыс. тонн угля на всех станциях. Таким образом 1,68 млн тонн хватит на 28 дней, а если осталось меньше то он закончится раньше. 

Такие же подсчеты и у экономического эксперта Дмитрия Марунича.

«Насколько точно хватит угля, рассчитать сложно. Это зависит от множества факторов: от температурного режима, о том, какие виды генерации и какую электроэнергию будут производить. На месяц хватит, потом начнутся проблемы. Либо блокада будет каким-то образом снята и поставки возобновятся. Однако пока не понятно, как это удастся сделать», — рассказал эксперт.

Если встанет вопрос закупки из России, то РФ будет ориентироваться на мировые цены, и не будет продавать дешевле, считает Марунич.

«Оценочная цена — порядка 80-85 долларов за тонну антрацита, что дешевле чем из ЮАР. За сколько покупают уголь в Донбассе неизвестно, эту информацию не обнародуют. Это известно только тем компаниям, которые его покупают. В тарифе учитывалась цена на начало текущего года — 1730 гривен за тонну. Но нельзя сказать, что именно за эту цену покупается уголь. Эта цена, по которой считается тарифы по теплогенерации», — пояснил он.

По словам премьера, к закупке угля из России подтолкнула блокада. Только, как оказалось, Украина уже давно закупает российский уголь. Так, советник министра внутренних дел Илья Кива в эфире телеканала «112 Украина» заявил о том, что уголь у России приобретается ежемесячно в размере 10 тысяч тонн. Кроме того, исследование украинского издания ЛІГАБізнесІнформ показало, что в конце октября 2016 года государственная компания «Центрэнерго» возобновила импорт антрацита из России для своих тепловых электростанций. В статье говорится, что посредником является панамская компания Datoro Corp, через которую было поставлено около 87 тыс. тонн угля. Так, что правительство во главе с Гройсманом явно лукавит.

Судьба бизнеса Ахметова

Всего на Западной Украине — девять действующих шахт, шесть принадлежат госпредприятиям "Львовуголь", две — "Волыньуголь" плюс частная шахта «Нади». Самой старшей шахте в Нововолынске — 63 года. По информации шахтеров, в шахты ничего не вкладывали  еще с советских времен, поэтому ни о какой безопасности говорить не приходится. Бенефициаром самых прибыльных шахт Донбасса является Ринат Ахметов. ООО «Метинвест» — собственник «Краснодонугля», дающей коксующийся уголь, а компания «ДТЭК» — собственник таких мощных шахт, как «Свердлов-Антрацит» и «Ровеньки-Антрацит», а также «Павлоградуголь», Добропольеуголь, «Комсомолец Донбасса», которые добывают преимущественно энергетические угли.

По мнению Марунича, перспективы бизнеса Ахметова и ДТЭК нерадужная, несмотря на слухи о том, что перевод предприятий Донбасса под внешнее управление не означает смену собственника, о чем недавно заявил полпред ЛНР на минских переговорах Владислав Дейнего.

«Сейчас делать прогноз преждевременно. Но очевидно, что Ахметов уже не будет получать дивиденды. Право собственности, в том числе предполагает, начиная еще со средних веков, право распоряжение этой собственности. А этого не будет», — заявил он.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ахметов делает выбор: жесткая оппозиция или потеря бизнеса

Как сообщалось, из-за торговой блокады вынуждены были остановить производство два крупных предприятия Донбасса — Енакиевский металлургический завод и ПАО «Краснодонуголь», входящие в горно-металлургическую группу «Метинвест» по причине того, что было заблокировано движение на перегоне Ясиноватая — Скотоватая, а следовательно, ввозить сырьё и вывозить готовую продукцию стало невозможно.

Все упирается в способность власти поступиться политическими мотивами в пользу экономического будущего страны. Если же блокаду не пресекут, то члены правительства в очередной раз докажут, что являются временщиками, руководствующимися логикой «После меня хоть потоп».

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала