В погоне за русскими
25 февраля президент Украины Петр Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны «О доктрине информационной безопасности Украины». А сегодня Нацсовет по вопросам ТВ и радиовещания вынес решение о не продлении лицензии «Радио Вести» в Киеве.
«С сегодняшнего дня в стране публично подтверждена цензура. 3 марта Нацсовет по вопросам ТВ и радиовещания вынес противоправное решение о не продлении лицензии Радио Вести в Киеве, невзирая на многотысячную поддержку украинцев. Нацсовет окончательно зарекомендовал себя как не просто репрессивное, но и регрессивное ведомство. Политика, направленная на отъем, запрещение, покарание — это политика регресса. Это путь в тоталитарную Украину. Чиновники Нацсовета просто отрабатывают политический заказ, они лишены инициативы. Потому так легко, не оглядываясь на закон, лишают воздуха тех, кто способен на инициативу и собственное мнение, на развитие и создание чего-то нового в Украине. Регресс не предполагает «новое». Деградация — не боится закона. Цензура, информационный вакуум — добро пожаловать в тоталитарную Украину президента Порошенко!…..», — сообщила на своей странице в Facebook Ольга Семченко.
Так заработала Доктрина, в тексте которой, конечно же, присутствует набивший оскомину термин «гибридной войны». В этой связи президент наказал Службе безопасности Украины осуществлять мониторинг всеми возможными методами и способами отечественных и иностранных средств массовой информации и сети Интернет с целью выявления угроз национальной безопасности Украины в информационной сфере. Украинский МИД должен способствовать продвижению украинских телеканалов в кабельные и спутниковые сети за рубежом. А Министерству информполитики поручено осуществлять мониторинг общедоступных ресурсов отечественного сегмента сети Интернет с целью выявления информации, распространение которой запрещено на Украине.
А уже 2 марта министр информационной политики Юрий Стець поручил подготовить список сайтов, которые следует закрыть в связи с тем, что они якобы угрожают информационной безопасности Украины, заместителю министра информполитики с хорошим опытом разведчика Дмитрию Золотухину. Золотухин некогда вел сайт razvedka in.ua, посвященный деятельности Службы Внешней Разведки Украины и конкурентной разведке, и с 2003 года работал в органах нацбезопасности.
«В ближайшие две недели я хотел бы, чтобы он принес на экспертный совет при Министерстве информполитики, куда входят медиаэксперты и общественные деятели, перечень сайтов, которые должны быть закрыты», — сказал Стець.
В качестве примера, подпадающего под нацгрозу стране, Стецъ привел сайт «Русская весна». Однако, загвоздка заключается в том, что законодательная база отсутствует, о чем он сам и сообщил:
«Есть одна проблема: ни в одном законе Украины не описан механизм, как на это реагировать», — добавил Стець.
Также Стець заявил, что необходимо предусмотреть изменения в закон, чтобы была возможность более оперативно реагировать на СМИ, «угрожающие информационной безопасности Украины». Перечень опасных сайтов должны отредактировать сотрудники СБУ, затем он попадет в зал суда, после чего будет запущен механизм блокировки на территории Украины.
«Существует тенденция на Украине, когда копируются не лучшие образцы действительности России и Америки, где тоже вводится ряд ограничений. Сколько бы Украина не говорила о том, что воюет с Россией, Порошенко копирует чужую действительность под красивыми лозунгами войны. Доктрина информационной безопасности копируется, блокируется сайты. Мы видим, что сегодня на Украине происходит отход от базисных принципов демократии», — отметил политолог Константин Бондаренко.
При этом эксперт считает, что скорее всего, законодательную базу удастся обойти, подогнав любое решение под Доктрину информационной безопасности. Дело в том, что Конституция Украины написана так, что свобода слова гарантируется везде, кроме случаев, которые угрожают нацбезопасности. А эти случаи всегда найдутся.
С ним в определенной мере согласен и политический эксперт Андрей Золотарев. Однако, по его мнению, российские «цензоры и управленцы» гораздо профессиональнее в своем деле.
«Я отдаю себе отчет в том, что информационное поле России управляется, но людьми более профессиональными и компетентными. Это видно по качеству российских передач и тв-шоу, в отличие от украинского ТВ. Да, Путин для Порошенко является примером, и по его действиям это видно. Но качественных инструментов для проведения такой политики у него нет», — заявил Золотарев.
«Миротворец» хорошо, остальное — плохо
Незадолго до этого, 26 ноября президент Украины Петр Порошенко подписал закон о цензуре СМИ, который давал карт бланш в руки Нацсовету по вопросам телевидения и радиовещания. Данный закон обосновывают борьбой с проявлением «сепаратизма» в СМИ, согласно которому Национальный совет по телерадиовещанию может по-своему трактовать информацию того или иного украинского издания.
Ранее Нацсовет по телерадиовещанию вынес предупреждение радио «Вести» за то, что юрист Татьяна Монтян нелестно выразилась о сторонниках Майдана, а ведущий в это время не сказал, что он не согласен со спикером. В Нацсовете это аргументировали тем, что нельзя оскорблять чувства тех, кто был на Майдане, так как там погибли люди.
В феврале большая часть коллектива «Радио Вести» уволилось после решения Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания не продлевать лицензию у харьковского филиала радио и смены менеджмента компании. А Татьяна Монтян, наряду с многими оппозиционными журналистами, попала в базу сайта Антона Геращенко «Миротворец», из-за которого убийства и преследование украинских журналистов стали обыденностью.
Так, после убийства журналиста и писателя Олеся Бузины, адрес и личные данные которого были размещены на ресурсе советника главы МВД, сайт не только не закрылся, но и продолжил полниться новыми фамилиями. Выходит, что такие сайты — благое дело для национальной безопасности Украины, а сайты, критикующие власть, или телеканалы, принадлежащие конкурентным олигархам, — очаги распространения сепаратизма.
На днях также прекратил спутниковое вещание телеканал Савика Шустера. Виновным сам Шустер объявил, по понятным причинам, Петра Порошенко, однако в отличие от многих других, Шустер, оказывается, до последнего верил своему президенту:
«Я не ожидал обмана от Петра Порошенко. Я ожидал, что это реально европейский человек. Я ему верил, мы все ему верили. А он оказался человеком вообще неевропейским. У него понимание — кто против меня, тот против нас. У него абсолютно сталинское понимание, но с офшорами», — каялся Шустер за поддержку Порошенко.
Политолог Андрей Золотарев уверен, что в отсутствии других аргументов, президент просто прибегает к проверенному методу — заставить замолчать тех, кто говорит не то, что нужно. Тем более, в преддверии возможных досрочных выборов.
«Украина пошла по пути бездумного закручивания гаек, которая заканчивается срывом резьбы. Понятно, что в воздухе все явственнее пахнет выборами, не только досрочными парламентскими, но и президентскими. И в этой ситуации, естественно, не будучи в состоянии вести дискуссию, предъявить обществу аргументы в свою пользу, Порошенко идет по пути наименьшего сопротивления — перекрыть кислород тем, кто выступает против. Так произошло с «Радио Вести». Этот процесс будет набирать обороты. Шустера подозревали в том, что он продвигает Тимошенко, и естественно, просто перекрыли возможности финансирования. А без денег проект Шустера моментально потерял рекламодателей и зрителей, сделав свое украинское дело в рамках шустеризации украинской политики», — считает эксперт.
Обратный эффект
В целом жесткая информационная политика может сыграть с Порошенко и ко злую шутку.
Как рассказал Константин Бондаренко, по результатам соцопросов 2008 года сообщалось, что только 4% украинского населения смотрело российские телеканалы.
«Однако сейчас, после введния ограничительных мер, количество тех, кто пытается добыть информацию через российские СМИ увеличилось в разы. Любой запрет в следующем поколении вызовет повышение интереса к запрещенным темам», — подытожил он.
Такая вот антиинвестиция в будущее страны и украинской журналистики.