Торговая блокада Донбасса, которую устроили ветераны АТО, сначала воспринималась как очередное политическое шоу на Украине. Даже сейчас, когда она вызвала ряд серьезнейших кризисов на Украине, блокада подчас воспринимается как цирк. Видео попытки разгона блокады, когда вооруженный бензопилой участник блокады разгонял напавших на него «спортсменов» с битами рискует стать хитом уанета.
Тем не менее, блокада и вызванная ею национализация предприятий в ЛНР и ДНР окажут серьезнейшее влияние не только на экономику Украину, но и на политику страну. Тяжелее всех придется президенту Петру Порошенко.
Радикализация Ахметова или привет от Коломойского
Все опрошенные Ukraina.ru украинские политологи считают, что блокада Донбасса и связанная с ней национализация в ЛДНР серьезно повлияет не только на внутреннюю политику Украины, но и на внешнюю.
«То, что сейчас мы наблюдаем в Донбассе рискует обернуться для Порошенко политической и экономической катастрофой. Если все это начиналось для того, чтобы, как многие подозревали, принудить господина Ахметова поделиться активами и исключить возможность поддержки им Юлии Тимошенко, то процесс вышел из-под контроля. Теперь же ясно, что рамки проблемы вышли за границы страны. Порошенко очень сильно подставил Трампа», — отмечает политтехнолог Андрей Золотарев.
По его словам, теперь Москва может с полным правом указать на Киев как на дестабилизирующую сторону и генератор проблем.
«Получается классическая ситуация цугцванга: что бы Порошенко сейчас ни сделал, будет хуже: власть не может пойти на силовое разблокирование, власть не может договориться, власть не может предложить никакой позитивной стратегии в этом вопросе», — уверен Золотарев.
Силовое разблокирование вызовет негодование радикалов, договор — тоже, а больше никаких предложений у власти нет. Впрочем, радикалы уже оживились.
«Сейчас снова начинают поднимать голову ястребы, которые обвиняют Порошенко в неумении совладать с ситуацией. Вчерашнее заявление Авакова очень напоминает заявление Лавра Георгиевича Корнилова в июле 1917 года о том, что он, а не неспособное ни на что Временное правительство, сможет навести порядок. Думаю, сейчас снова может подняться волна ностальгии по сильной руке», — уверен председатель правления Института украинской политики Константин Бондаренко.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Весеннее обострение: почему власть медлит с разгоном блокады
А вот его коллега — директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник — и вовсе уверен: украинского олигарха Рината Ахметова такое бездействие власти вынудить занять более жесткую позицию.
«Ахметов может перейти в более жесткую оппозицию к центральной власти и события закрутятся с ужасающей скоростью. У Ахметова прекрасно понимают, что власть приложила свою руку к этой проблеме, как минимум не разблокировав, железнодорожные пути. У Ахметова понимают, что нынешний кризис — это следствия конфликта между Порошенко и Садовым (лидер «Самопомощи», мэр Львова — ред.), Порошенко и Коломойским, и Ахметов несет на себе негативные последствия этого кризиса», — отмечает Бортник.
Он уверен, что все это подогреет противостояние в украинском обществе.
Когда «патриоты» хуже «сепаратистов»
Инициатива народных депутатов Украины Семена Семенченко и Владимира Парасюка приведет к прямо противоположным последствиям, чем те, которые ожидали нардепы.
«Внутриполитические проблемы мы будем разгребать очень долго. Кто-то решил сделать процессы, который начались в Донбассе, необратимыми. При этом, Захарченко и Семенченко действуют де-факто одной командой: одни под антиукраинскими, другие — под проукраинскими лозунгами основательно разрушают экономику Украины», — отмечает Бондаренко.
По его словам, Донбасс вынужден будет продавать уголь Украине, а та — вынуждена будет его покупать. Как пример Бондаренко приводит уголь из Краснодона, который может использоваться только на «Запорожстали».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: За блокаду ответите: чем чревата национализация предприятий украинских олигархов в ЛДНР
Поставки угля в сложившихся условиях, смогут организовать через Россию, отмечает Бондаренко.
«Если кто-то не хотел видеть формулу «Роттердам+», ему придется смириться с формулой «Ростов+»», — комментирует политолог позицию организаторов блокады Парасюка и Семенченко.
При этом, он отмечает, что из-за проблем, вызванных блокадой, и обрыва кооперации между предприятиями в ДНР и ЛНР и Украины, армии республик ожидают приток добровольцев.
«Можно прогнозировать увеличение безработицы, отток сил с производства и, как следствие, приток их в вооруженные формирования», — отмечает Бондаренко.
Ранее с аналогичным прогнозом выступали в Главном управлении разведки (ГУР) Минобороны Украины. Тогда еще в ЛДНР не заявляли о грядущем управлении в предприятиях олигархов, но уже велась торговая блокада.
«Командование… наращивает боеспособность соединений и частей 1 АК (Донецк) и 2 АК (Луганск) ВС путем увеличения их численности за счет призыва рабочих предприятий угледобывающего комплекса, оставшиеся без рабочих мест вследствие прекращения поставок угля по железной дороге», — говорилось в сообщении ГУР.
По словам украинских разведчиков, особенно активно в ряды ополчения вступали в Свердловске, Ровеньках, Луганске, Алчевске и Кадиевке.
«Отсутствие рабочих мест и потребность содержать свои семьи вынуждает безработных идти в… войска, что уже позволило существенно повысить уровень укомплектованности отдельных подразделений 6 отдельного мотострелкового полка (Кадиевка) и 7 отдельной мотострелковой бригады (Брянка) 2 АК (Луганск)», — сообщали в ГУР МОУ.
С учетом усиления радикальных настроений в обществе, власть может пойти на эскалацию конфликта. А с учетом притока людей в ВС ДНР и ЛНР, эта эскалация обещает быть чреватой серьезными потерями.
С другой стороны, «умиротворительной» политики или разгона блокады часть украинского общества Порошенко не простит.
Сможет ли президент Украины справиться с этой проблемой, особенно с учетом того, что один из богатейших людей теперь встанет в еще более жесткую оппозицию? Предыдущие события свидетельствуют: вряд ли.