Эксклюзив

«Родные»: о чем говорит режиссер Манский со своим зрителем

Андрей Манчук
Обозреватель Ukraina.ru

Новый документальный фильм российского режиссера с украинскими корнями подчеркивает абсурдность конфликта двух стран и народов

Документальная лента «Родные», которую представил украинской и российской аудитории признанный корифей постсоветской кинодокументалистики Виталий Манский, уже привлек к себе интерес в России и в Украине, однако, не вызвал скандала, который заочно ожидали от него многие критики по обе стороны границы двух стран.

Надо сказать, что эти ожидания были отнюдь не безосновательны. Картина на острую «украинскую» тему, который снимал критически настроенный к политике Кремля режиссер, который почти демонстративно переселился из России в Латвию, обещала стать не столько культурным, сколько политическим событием.

Тем более, что Виталий Манский снял ленту о своей собственной семье, которая оказалась разделена в результате украинского конфликта внезапно образовавшимися границами, линией фронта и политическими противоречиями, которые внезапно возникли между родными людьми, которым, казалось бы, совершенно нечего делить между собой.

Неудивительно, что и украинские, и российские комментаторы еще задолго до презентации фильма рассматривали его как политический памфлет. Летом 2014 года, когда Министерство культуры РФ отказало режиссеру в уже согласованной поддержке документального фильма «Родные», об этом сообщили практически все украинские СМИ.

А один из российских журналистов образно сравнил еще не снятую ленту с печально известным стихотворением «Никогда мы не будем братьями», которое сыграло известную роль в разжигании украинского конфликта. При этом, Манского превентивно обвиняли в необъективности, вспоминая скандал вокруг его предыдущей ленты, посвященной жизни КНДР — когда режиссер не только обманул организаторов своей поездки в Пхеньян, изменив запланированную тему картины, но и в целом снял о Корее достаточно шаблонный фильм чисто пропагандистского толка.

Одним словом, обе стороны ждали от Манского пропагандистской агитки — только одни делали это с понятной радостью, а другие с не менее обоснованным предубеждением. Между тем, сегодня, после презентации ленты, которую посмотрели и в России, и в Украине, ее название практически не мелькает в бесконечных сетевых войнах между сторонниками и противниками евромайдана. И дело не в том, что Виталий Манский изменил своей прежней политической позиции в украинском вопросе, постоянно подчеркивая это в своих фрондерских интервью. Нет, он по-прежнему скорее занимает в нем позицию официального Киева, и эта ангажированность достаточно определенно выражена в идеологии документального фильма, который, скорее всего, не пополнит собой длинный список запрещенных в Украине картин — хотя, с другой стороны, его так же свободно смотрят на кинофестивалях в России.

Однако, высокое художественное мастерство режиссера и личная драма его семьи волей или неволей заставили его подняться выше банальных пропагандистских клише.

Лента «Родные» снята в 2014-2015 годах, в традиционной для режиссера манере отстраненного повествования о повседневной жизни простых людей, через которую преломляются эпохальные исторические моменты эпохи. Словом, в манере, которая хорошо знакома его поклонникам еще со времен «Частных хроник». Однако, в этом случае, речь идет о родных самого Манского, которые растерянно смотрят на происходящие вокруг них события.

Его мать Виктория живет во Львове, откуда родом сам российский режиссер-документалист. Она, очевидно, предпочитает политике обыденные домашние дела и возню на кухне, а отправившись голосовать на выборах, очень символично путает избирательные участки. Дядя режиссера, который почти дожил до столетнего возраста, оказался на территории Донецкой родной республики, его сестра проживает в сменившем флаг Севастополе. А двоюродные братья и сестры находятся в Одессе, пережив вместе с ней кошмар майской трагедии 2014 года.

Все эти люди, которые еще вчера жили одной, тогда еще вроде бы единой стране, в одночасье оказались на территории разных государств. И в каждом случае они сразу, с готовностью солидаризировались с позицией новой власти, доверяя не своим родным людям по другую сторону внезапно образовавшихся границ, а телевизору, который постоянно присутствует в этой ленте — как будто одни из ее центральных, главных героев.

Родные Манского подсознательно понимают, что пропаганда затягивает их в водоворот бессмысленного конфликта, и просят не говорить с ними на политические темы. Но это не помогает — сестры режиссера все равно спорят друг с другом во время телефонного звонка из Львова в Севастополь, как спорили и до сих пор спорят друг с другом тысячи представителей точно таких же разделенных между собой семей. Хотя абсурдность этих перерастающих в бессмысленную вражду междусобойчиков совершенно очевидна даже для самых ангажированных в политическом смысле зрителей.

Мы видим — эти люди спорят друг с другом потому, что их принудил к этому телевизор и невидимые политики, от имени которых он говорит.

Фото: скриншот с видео filmpro.ru

Впрочем, сам Манский смотрит на это иначе, настаивая на том, что Украина якобы изначально была разделена между двумя цивилизационными полюсами. «Мне удалось разобраться и подтвердить мои представления об этой проблеме — сказал на он днях в беседе с латвийскими журналистами, — Суть заключается в том, что проблема фундаментальна, она корневая. То есть, она не следствие какой-то внешней, в данном случае российской, пропаганды. Украинское государство на протяжении веков находилось между двумя полюсами… Если посмотреть на итоги голосования в современной независимой Украине, они делили Украину ровно пополам. Поэтому этот конфликт действительно имел место, и мое семейное расследование только подтвердило эти ощущения».

Однако, как это иногда бывает в искусстве, произведение по-своему перехитрило в данном случае своего автора. Документальная лента вполне определенно показывает на гражданскую природу украинского конфликта. И подтверждает, что разделенная за минувшие после майдана годы родня все равно осталась родней — как бы не пытались отрицать этот факт всевозможные поджигатели войны, сторонники упомянутого выше тезиса «никогда мы не будем братьями».

 

Материалы по теме
ЭксклюзивСценарист «Викинга»: Наш фильм ближе к исторической правде, чем многие постановки ГолливудаБуквально перед Новым годом в России состоялась премьера российского фильма «Викинг» о крестителе Руси – князе Владимире. Бюджет картины составил 1,3 миллиарда рублей. Фильм получился провокационный и получил самые противоречивые отзывы. Издание Ukraina.ru поговорило о фильме и реакции на него со сценаристом фильма – Андреем Рубановым
НовостиВалерий ЛобановскийФильм «Лобановский навсегда» победил на фестивале в ИталииУкраинская кинолента получила награду как лучший документальный фильм в номинации «Кино и телефильмы о футболе» на 34-м Международном фестивале спортивного кино и телевидения в Милане
ЭксклюзивФильм, который не покажут украинские каналыВ Польше стартовал показ фильма Войчеха Смажовского «Волынь». В первые два дня эту картину посмотрели 200 тысяч поляков. Это очень серьезный показатель для Польши, говорящий о большом интересе польского общества к этому фильму. Мачей Вишнёвский, польский публицист, написал для издания Ukraina.ru рецензию на него
МненияГенеральная прокуратура ДНР начала передачу обломков малайзийского Боинга экспертам из НидерландовКто же сбил малайзийский «Боинг»: BBC показало фильм о трагедии в небе над ДонбассомОб этой ленте стали вовсю говорить и писать задолго до ее показа на BBC2. Интерес понятен: чего стоит одно название картины: «Засекреченные документы: кто сбил МН17?»
Мнения