Эксклюзив

Прогиб не засчитан: цензура в украинских СМИ достигла апогея

Игорь Сердюков
журналист

Реверансы в сторону украинской власти не спасли Радио Вести от давления властей

Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания в очередной раз угрожает лишить лицензии популярную украинскую радиостанцию Радио Вести
Срок действующих лицензий на вещание в Киеве и Харькове, где находится ее основная аудитория, истекает уже в феврале, и если радио замолчит в этих городах, это будет равносильно ее закрытию, поскольку в этом случае у инвесторов не будет смысла поддерживать проект и вкладывать в него деньги.

«Людей уведомили о том, что, если Нацсовет не продлит лицензию, у нас не будет возможности вещать», — заявила Ольга Семченко, глава «Медиа Холдинга Вести Украина», в который входит радиостанция. А по некоторым данным сотрудникам радиостанции уже пришлось написать заявления об увольнении с 28 февраля 2017 года.

Причины отказа в продлении лицензии лежат исключительно в политической плоскости. Украинские власти считают, что Радио Вести работает на условного врага. На сегодня официальным собственником радиостанции является Татьяна Александрова, которая купила этот бизнес у предыдущего владельца и основателя этого проекта Игоря Гужвы. Но в Нацсовете по вопросам телевидения и радиовещания отказываются верить в то, что Александрова действительно владеет радиостанцией, заявляя, что у нее не было личных средств, которые позволили бы профинансировать такую покупку.

СМИ утверждают: реальным хозяином Радио Вести является бывший министр доходов и сборов и соратник Виктора Януковича Александр Клименко. В результате чиновники из Нацсовета написали обращение в Службу безопасности Украины, с требованием тщательно проверить финансовую подноготную проекта — хотя в любой европейской стране такие действия сразу же расценили бы как и грубое нарушение свободы слова.

Впрочем, работникам радио не привыкать к такому предубежденному отношению со стороны. Еще начиная с 2014 года, власти всеми силами оказывали давление на неблагонадежную радиостанцию.

«К сожалению, эфир радиостанции всегда был под пристальным вниманием Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания. Именно поэтому нам назначали многочисленные проверки и выносили предупреждения под условными поводами — например, указывая на слова гостя, который был в прямом эфире. Однако в условиях прямого эфира проконтролировать, что скажет гость, невозможно», — жалуется на это коллектив радиостанции, который написал открытое обращение к коллегам из европейских медиа, с просьбой защитить Радио Вести от преследований со стороны официального Киеве.

Власть слушает радио

На самом же деле, опыт Радио Вести показывает, что в условиях прямого эфира зачастую невозможно проконтролировать и слова самих журналистов. К примеру, 28 октября 2015 года, когда один из слушателей радиостанции, аспирант Днепропетровского национального университета Александр Землич, позвонил в ее студию, чтобы высказаться за нормализацию отношений между Россией и Украиной, российский радиоведущий Матвей Ганапольский ответил ему словами, которые полностью противоречили профессиональной этике журналиста, или даже просто культурного человека.

«Иди в ж.пу. Слышишь меня? Подонок… Тварь… Я тебе это лично говорю… Во-первых, забаню, чтобы я вони этой здесь больше не слышал!», — сказал на всю страну Ганапольский. Украинская националистическая общественность с восторгом приветствовала этот поступок ведущего Вестей. «Аплодирую моему товарищу Матвею Ганапольскому! Может, его высказывание в прямом эфире и нелитературное, но по сути и форме правильное!» — радовался советник главы МВД Украины Антон Геращенко на своей странице в Facebook. Более того, националисты заставили руководство университета уволить Землича, которому пришлось бежать от преследований из Украины. И тот же Ганапольский, походя поломавший судьбу ни в чем не повинного украинца, радостно рассказал об этом в своем очередном радиоэфире.

Этот эпизод не стал единичным случаем — ведущие Радио Вести не уставали демонстрировать свой подчеркнутый украинский патриотизм, заявляя о необходимости любой ценой вернуть Крым и Донбасс и выступая в поддержку политических репрессий. Ведь, на самом деле, у Александра Клименко никогда не хотели превращать эту радиостанцию в кремлевский или условно пророссийский рупор.

Опальный олигарх рассчитывал иметь в ее лице инструмент для своих личных нужд, который при необходимости давал бы ему возможности для легкой критики власти, время от времени бросая в нее камушки. Однако, со временем оказалось, что в новых реалиях Украины любая критика власти по умолчанию приравнивается к государственной измене, а попытки внести в стройную пропагандистскую картину войны и мира какие-то полутона уже считаются злостной пророссийской пропагандой.

Ни шагу от мейнстрима

Пытаясь сойти у националистов за своих, журналисты Вестей прогибались все ниже и ниже, демонстрируя невиданную гибкость позвоночника, и пытаясь превзойти в националистической риторике самых одиозных националистов. Однако, все эти унизительные прогибы в сторону украинской власти так и не были засчитаны в пользу опальной радиостанции — потому что государственная пропаганда достигла такого градуса, когда от журналистов потребовали полностью отказаться от собственных интеллектуальных рефлексий, ограничившись повторением спущенных сверху темников.

Используя в качестве дубинки административный ресурс Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, администрация президента Порошенко постоянно сужала поле деятельности Радио Вести. В результате, с канала ушли многие журналисты, включая и Ганапольского, который, получив украинский паспорт, обиженно жалуется сегодня на принудительную украинизацию радиоэфира страны. Помимо него, в 2016 году радио покинули Сакен Аймурзаев, Валерий Калныш, Ксения Туркова, Василиса Фролова, а также, генеральный продюсер Юлия Литвиненко. Все они внезапно поняли, что их националистическая риторика оказалась недостаточно жесткой, и от них требовали еще больше усилий, направленных на разжигание ненависти в украинском обществе.

При этом представители власти неоднократно намекали собственникам радиостанции на то, что если Радио Вести перейдет в подчинение Порошенко, все проблемы радиостанции сразу же прекратятся.

«Ко мне неоднократно приходили разные люди, передавали привет и предложение отдать Радио Вести в управление человеку от Администрации президента — в обмен на продление лицензий. Что это, если не рейдерство в исполнении государства, руками государственного регулятора?», — достаточно откровенно заявила в своем недавнем интервью Ольга Семченко.

Монополия на медиа

О чем говорит эта ситуация? Не секрет, что администрация президента Украины лихорадочно скупает сейчас все сколько-нибудь значимые украинские СМИ, пытаясь создать из них самую мощную медиаимперию страны. Как раз сейчас люди из окружения Порошенко готовят сделку по покупке телеканала Tonis, формальным владельцем которого станет экс-депутат Партии Регионов и бывший глава КГГА Владимир Макеенко. По данным источников Украина.Ру, эту покупку продавливает ближайший соратник президента Игорь Кононенко, а представители Tonis рассказывают о том, что покупатель канала имеет практически неограниченный финансовый ресурс — ведь за ним стоит бизнес главы государства, который превратил казну в свою личную кассу.

Одновременно с этим власть вводит беспрецедентную цензуру в остающихся неподконтрольными СМИ, назначая туда своих смотрящих и пугая собственников уголовными делами и проблемами с бизнесом. А журналисты Радио Вести и других медиа, которые помогали внедрять в стране патриотическую цензуру, сами становятся жертвами подобной политики. Теперь они имеют право говорить только то, что написано в темниках. А бывшие россияне, вроде Ганапольского, Сакена Аймурзаева и Евгения Киселева, постоянно меняют редакции — потому что их национальное происхождение становится в условиях националистического психоза настоящим желтым билетом, от которого не спасают даже матюки на эфире.

опрос

Оцените дизайн сайта Украина.ру

-2-1012
Яркий
Скучный
Понятный
Непонятный
Удобный
Неудобный
Привлекательный
Отталкивающий
Сложный
Простой
Материалы по теме
ЭксклюзивСМИ танцуют чечетку: как хваленая свобода слова в Украине дошла до самоубийстваИстория медиа-холдинга «Вести», который был удавлен руками собственника
ДайджестРабота штабов партий на выборах в Верховную раду Украины«Вести»: Авакову дали два месяца, чтобы собрать вещиГенпрокурор Юрий Луценко ударил по главе МВД Арсену Авакову, «слив» подробности трагедии в Княжичах
ДайджестРабота зубропитомника в Минской области«Вести»: На Украине местные «царьки» истребляют редких животныхВ украинских лесах браконьеры, вооруженные карабинами и тепловизорами, убивают краснокнижных обитателей. Однако ответственность за это никто не несет
НовостиРабота радиостанции Голос РоссииОт СБУ потребовали проверить радио «Вести»Национальный совет по телевидению и радиовещанию Украины обратился в Службу безопасности с просьбой проверить информацию о том, что бывший министр доходов и сборов Александр Клименко является конечным бенефициаром «Радио Вести»
Мнения