Так, министр по вопросам «временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц» Вадим Черныш заявил, что украинские власти готовят официальный документ о реинтеграции Крыма. В частности, в интервью «Украинской правде» министр заявляет: «Крым полностью функционирует как оккупированная территория. Есть страна-оккупант, пусть она несёт ответственность за оккупированные территории. Наше задание — сохранять связи с гражданами, а не со страной-оккупантом и её органами власти».
Зная об окружающем мире немного больше, министр, наверное, все-таки заметил бы, что с органами власти «страны-оккупанта» Украина сохраняет полномасштабные отношения и даже периодически клянчит у «оккупантов» скидки на газ. А с гражданами Крыма связь утрачена, поскольку крымчане, глядя на ход «украинских реформ» (то есть жесточайший экономический кризис, войну на Донбассе, взрывной рост преступности и ужасающие тарифы), не имеют ни малейшего желания возвращаться под гетманскую булаву. Наглядной иллюстрацией стабильного развития Крыма вне Украины является сфера строительства и рынок недвижимости, которые после некой растерянности первых лет присоединения к России, начали своё неуклонное возрождение.
При смене власти в Крыму в 2014 году сразу же возникло много проблем в области законодательства, прав собственности и разрешительной документации. Все это некоторое время заставляло рынок недвижимости нервничать, но сейчас ситуация начинает выправляться. Особенностью нынешнего периода стало массовое окончание строительства уже начатых объектов. Многие из них заслуженно прослыли долгостроями, но теперь энергично готовятся к запуску в эксплуатацию.
Этот процесс особенно заметен в Большой Ялте, где многочисленные коробки недостроенных зданий изрядно уродуют город. Именно здесь инвесторы видят для себя перспективу скорого возвращения вложенных средств за счёт растущего спроса на жильё в курортной зоне Крыма.
Процесс этот в целом позитивный, но он имеет свою подноготную. Дело в том, что получить новую площадку под строительство в Крыму всегда было делом хлопотным и долгим. Виной тому и запутанная процедура согласования, и сложный рельеф местности, и проблемы с коммуникациями. Теперь к этим проблемам добавилась логистика доставки строительных материалов через паромную переправу, что удорожает стоимость некоторых из них до 30%, а значит, и в целом удорожает стоимость жилья.
Тем не менее, спрос на жильё в Крыму растёт и в этих условиях застройщикам становится выгодно достраивать уже имеющиеся согласованные площадки и запускать их в эксплуатацию, что, как уже сказано, наилучшим образом отражается на внешнем виде городов. Правда, объём вводимого в эксплуатацию жилья не слишком отражается на его высокой цене. Во-первых, значительная часть его (в Ялте до 30%) это апартаменты, рассчитанные на состоятельных покупателей и отдыхающих «с материка».
На Южном берегу Крыма 50% сделок купли-продажи недвижимости совершают жители Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, а также Тюмени, Новосибирска, Нижневартовска и Екатеринбурга.
Во-вторых, высокий спрос поддерживают многие служивые люди из военных и силовых структур, командированные на полуостров в последние годы. Многим из них российским законодательством не рекомендован отдых за пределами государства. Но при этом их доходов и сбережений вполне хватает на покупку жилья в Крыму — как на сегодняшний день, так и в расчёте на проживание здесь после отставки.
Ну и, наконец, серьёзное давление на рынок недвижимости оказывают десятки тысяч переселенцев из Украины, желающих уехать из нищающей и нестабильной страны. Многие из них являются достаточно крупными бизнесменами, имевшими различные преференции в Крыму ещё до его присоединения или вывезшие свои капиталы уже после государственного переворота. Ялтинцы шутят, что по количеству машин с донецкими номерами Ялта превосходит и сам Донецк.
Соответственно, представителям украинского капитала принадлежит множество объектов коммерческой и жилой недвижимости. Ну и конечно, огромное количество покупателей с Украины рангом поменьше и доходами поскромней.
В среднем, стоимость одного квадратного метра в Крыму сегодня колеблется в районе 80-83 тысяч рублей (для сравнения в Сочи — это 98 тысяч рублей, Санкт-Петербурге — 105 тысяч рублей, а в Москве — 199 тысяч рублей). Но цены в наиболее популярных среди покупателей Ялте и Севастополе, разумеется, выше, чем в Джанкое или Красноперекопске. Например, если в Симферополе «квадрат» стоит порядка 77 тысяч рублей, то в Ялте цены уже достигают 110 тысяч за квадратный метр. В свою очередь, высокие цены сдерживают массовый переезд на полуостров. Учитывая сложности с водоснабжением и очистными сооружениям, а также временный дефицит электроэнергии, возможно, это пока и к лучшему.
Удешевление стоимости жилья прогнозируется после открытия Керченского моста, что позволит существенно снизить цену доставки стройматериалов, упрощения разрешительных процедур и международного урегулирования статуса Крыма. Это позволит ввести в оборот большое количество интересных для иностранных и российских инвесторов объектов в виде бывших украинских ведомственных санаториев, ныне брошенных (за редким исключением) своими хозяевами на произвол судьбы и теперь постепенно национализируемых. Они обладают огромными землями, сопутствующей инфраструктурой и вполне могут считаться мощным резервом для дальнейшего развития возрождающейся строительной области Крыма.
Строительство является той областью человеческой детальности, которая наглядно демонстрирует, как говорили раньше, «уверенность человека в завтрашнем дне». Откуда человек хочет бежать, там он не строит и не покупает недвижимость. Соответственно, пока экономика Украины продолжает свободное падение в пропасть, крымчане настроены весьма оптимистично, и строительная отрасль имеет здесь отличные перспективы. Люди обустраивается всерьёз, надолго и реинтегрироваться в Украину абсолютно не собираются. Чтобы там не излагали киевские министры.