24 января суд выпустил под залог подозреваемую в убийстве сотрудников правоохранительных органов Виту Заверуху.
«Она на свободе и будет выполнять все требования. Мы уверены, что инкриминируемое ей — это политическая фабрикация. И я надеюсь, что не последний политзаключенный, который выйдет на свободу», — сообщил присутствовавший в группе поддержки один из лидеров праворадикальной группы С14 Евгений Карась.
Члены группировки самого Карася подозревались в убийстве журналиста и публициста Олеся Бузины. Несмотря на все доказательства, собранные следствием, радикалы остались безнаказанными.
Примечательно, что после задержания бывшего бойца «Айдара» Заверухи сам министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявлял о ее опасности для общества и правоохранителей, в частности.
«Я был абсолютно шокирован реакцией части общества на этот инцидент. Эти подростки стреляли, не понимая, в кого они стреляют. В этой машине могли быть добровольцы, например, те же Азовцы, которых мы периодически задействуем в качестве патрулей. Эти люди наняли 11-классника, который ходил в какой-то "патриотический кружок", он им снял квартиру. Они ему сказали: "Иди, выбери заправку без видеонаблюдения и составь схему". Он пошел и сделал, передал им. А общество возмущается: ребенка, мол, нельзя, ему же только 16 лет, вот он на фотографии в вышиванке рядом с мамой стоит», — возмущался Аваков.
Тогда министр подчеркивал: во время налета чудом удалось избежать больших жертв, преступники ранили заправщика, а не убили его «чисто случайно».
«Когда я говорил о презумпции правоты полицейского, когда я только бросил эту фразу, народ сразу же вскипел. Но представьте себе — приходит молодой парень служить в полицию, а над ним какой-нибудь человек по фамилии Д начинает издеваться», — рассказывал Аваков.
Он раскритиковал показательные унижения милиционеров, которые в 2015 году еще имели место по инерции после Майдана.
И вот, спустя почти два года министру судебным решением отвесили звонкую оплеуху. И не только одному министру — всей правоохранительной системе. Впрочем, той не привыкать.
Убить «мента»
Новая власть на Украине утвердилась после событий на Майдане Незалежности. Несмотря на жертвы как среди протестующих, так и правоохранителей, поиском убийц последних никто не занимается. При этом, долго искать не нужно.
В 2016 году в издании Bird in Flight вышло подробное интервью с участником событий 20 февраля 2014 года на Майдане львовянином Иваном Бубенчиком.
«Я выбирал тех, кто командовал. Слышать не мог, но видел жестикуляцию. Расстояние небольшое, поэтому на двух командиров потребовались только два выстрела… Говорят, что я убил их в затылок, и это правда. Так вышло, что они стояли ко мне спиной. У меня не было возможности ждать, пока они развернутся», — подробно рассказывал майдановец Бубенчик.
С его слов выходило, что стрельбу по правоохранителям начал именно он и именно «майдановцы» начали стрелять первыми. При этом, Бубенчик также признался в том, что других «беркутовцев» и сотрудников Внутренних войск он расстреливал в ноги.
За эти откровения участник Майдана не пострадал.
«Согласно решению Верховной Рады, все лица, которые были причастны к любым преступлениям против правоохранителей (во время Майдана — ред.), попадают под амнистию. Дела в отношении них должны быть закрыты. Они не могут быть задержаны, им не может быть сообщено о подозрении», — прокомментировал признания Бубенчика в феврале 2016 года глава управления специальных расследований Генпрокуратуры Сергей Горбатюк.
По его словам, ГПУ не может ни задержать Бубенчика, ни предъявить ему подозрение.
Это не стало сюрпризом для бывших бойцов «Беркута».
«Все дело в той незаконной власти, которая сейчас сидит на Украине и поощряет таких людей, как Бубенчик. Поэтому почему бы ему и не признаться в преступлениях, если за них ничего не будет?», — рассказывал экс-замкомандира харьковского «Беркута» Сергей Бондаренко в комментарии Ukraina.ru.
Однако, если пассивность в деле убийства «беркутовцев» можно объяснить враждой и личными обстоятельствами — во власти оказались те, кто стоял напротив «Беркута» и ВВ — майдановцы, то безнаказанность тех, кто, по версии следствия, убил присягнувших новым властям милиционеров — плевок в лицо новой полиции. Ведь получается, следователи так и не смогли найти настоящих виновников гибели коллег, либо оказались настолько профнепригодны, что не предоставили доказательств их вины.
Впрочем, как уверяет защитница Заверухи адвокат Татьяна Монтян, дело ее подзащитной было действительно шито белыми нитками.
«Она момент, когда там был «эксцесс исполнителя», а не умышленное убийство, была в 300 км с собственным мужем. К этом делу она вообще отношения не имеет и не имела. Почему ее туда приплели — загадка?», — отмечает Монтян в комментарии Ukraina.ru.
Она уверена — правоохранители даже рады оправданию Заверухи.
«Они были рады избавиться от этого дела, потому, что идиоту понятно, что Заверуха не имела к этому отношения», — подчеркивает Монтян.
Но как бы то ни было, в случае Заверухи есть еще один интересный нюанс — за нее внесли солидный залог в 1,6 млн грн. (свыше 3 млн руб.) отнюдь не националисты.
Сращивание «людей Януковича» и украинских националистов
Если верить лидеру радикалов Карасю, немалые деньги в залог заплатил Алексей Тамразов, который при бывшем президенте Викторе Януковиче занимал высокие посты в «Укргаздобыче», крупнейшей газодобывающей компании страны. После победы Майдана и вала разоблачений, посвященных прежней власти Украины, начали вскрывать и схемы в нефтегазовой сфере. Тогда имя Тамразова стало особенно часто появляться в СМИ.
Работавшего в 2010-2014 году в «Укргаздобыче» на должности первого заместителя председателя правления, Тамразова стали называть одним из сообщников олигарха Сергея Курченко, которого в свою очередь окрестили «кошельком семьи Януковича».
Тамразов был одним из немногих связанных со старой властью, кто остался на Украине после победы Майдана. При этом, он не стал прятаться, а напротив — выступил с громкими разоблачениями и начал критиковать новое руководство нефтегазовой отрасли, чем разозлил главу НАК «Нафтогаз» Андрея Коболева, который порекомендовал Тамразову вспомнить о прошлом и о том, какой он ущерб нанес Украине.
По данным СМИ, дела в отношении Тамразова еще в 2014 году рассматривались в СБУ и Генпрокуратуре.
Однако прошло два года, а Тамразов по-прежнему вне подозрений. Более того, в 2014 году он попытался стать членом «Автомайдана», заявлял о поддержке украинской армии в Крыму и Донбассе, а после стал помогать националистам. Так, залог за подозреваемого в убийстве Бузины Дениса Полищука внес также Тамразов. Тогда залог составил 5 млн грн.
Судя по тому, что дел против Тамразова, несмотря на все журналистские расследования и громкие заявления украинской власти о коррупции в энергетическом секторе во время Януковича, нет, дела у него идут неплохо. По крайней мере, «защита патриотов» оценена по достоинству.
Плохо дело только у украинских правоохранителей — они не в состоянии расследовать убийства и найти убийц своих коллег.