Карманная железная дорога Порошенко - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Карманная железная дорога Порошенко

© Пресс-служба президента Украины / Перейти в фотобанкВизит президента Украины Петра Порошенко в Польшу
Визит президента Украины Петра Порошенко в Польшу
Читать в
ДзенTelegram
«Украинская железная дорога» («Укрзализныця») сменила хозяев. Кабмин переподчинил себе госкомпанию, забрав ее из ведома Министерства инфраструктуры. За, казалось бы, техническим решением, стоит борьба за доступ к большим деньгам

19 января украинский Кабмин утвердил новый устав ПАО «Укрзализныця» (УЗ), в котором указано, что Министерство инфраструктуры теряет право быть органом управления УЗ. В новой редакции устава Мининфраструктуры теряет возможность подписывать договора с председателями наблюдательного совета и контракт с председателем правления УЗ. Также Мининфраструктуры лишается права определять направления деятельности УЗ, влиять на количество акций, утверждать финансовый план, годовой отчет, численность персонала.

Теперь решение по этим вопросам оформляются соответствующим актом Кабмина, проект которого разрабатывается и представляется в установленном порядке Минэкономразвития. Согласно новой редакции устава, приказы Мининфраструктуры теперь не принимаются в расчет руководством УЗ.

Что изменилось

Председатель ПАО «Укрзализныця» Войцех Балчун уже приветствовал решение о передаче компании под управление Кабинета министров на своей странице в Facebook.

«Мы приветствуем любые шаги, направленные на повышение эффективности функционирования компании. Особенно в период создания нового содержания и качества публичного акционерного общества», — написал он.

По его словам, «правление компании будет последовательно реализовывать стратегию реформ, определенную правительством, как акционером общества».

В то же время советник главы «Укрзализныци» Бальчуна Александр Кава не испытывает большого энтузиазма от случившейся рокировки.

«Это вопрос передела сфер влияния между политическими силами. Это никоим образом не скажется на работе «Укрзализныци». Ни пассажиры, ни грузоотправители никаких изменений от этого не ощутят. Вы сами знаете, какие силы входят в коалицию и из каких политических сил состоит правительство», — заявил Кава Ukraina.ru.

© РИА Новости . Стрингер / Перейти в фотобанкВиды главных правительственных и административных зданий Киева
Виды главных правительственных и административных зданий Киева

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко в комментарии Ukraina.ru  отметил, что «Укрзализныцю» взяли под контроль люди, близкие к президенту Петру Порошенко.

«Это обычная битва за кормушки. Люди, которые близки к «Народному фронту», потеряли выгодный актив. Раз его переподчинили, то на него будет влиять напрямую президент, и доходы будут получать компании, связанные с президентом», — сообщил Охрименко.

Он также считает, что никаких изменений для переживающей не лучшие времена украинской железной дороги это решение не принесет.

«Сказать, что это будет лучше для населения, конечно, нельзя — для них ничего не поменяется. Не поменяется и система — те же откаты останутся, только их будут получать люди, которые выходят напрямую на главу государства. Это не европейская система, и то, что во главе «Укрзализныци» поставлен поляк, на самом деле ничего не значит», — рассказал Охрименко Ukraina.ru.

Типичный случай

Как пишут украинские СМИ, предложение о смене устава госпредприятия исходило от министра экономического развития — вице-премьера Степана Кубива, представителя БПП. Также, несколько источников отметили, что постановление вносилась Кубивым по просьбе премьер-министра Владимира Гройсмана, ставленника Порошенко.

Это типичная ситуация для Украины последних лет. Президент Порошенко концентрирует в своих руках все больше и больше предприятий и государственных структур, которые могут помочь получить прибыль. Именно поэтому Порошенко называют главным олигархом Украины: не потому, что у него, как бизнесмена, больше всех активов или эти активы суперприбыльны. А потому, что он использует госпредприятия, как источник личного обогащения и обогащения своего окружения. А такого ресурса нет ни у одного олигарха в Украине.

Как это работает?

В июне 2015 года Порошенко назначил 26-летнего Дмитрия Вовка главой Нацкомиссии по регулированию в сфере энергетики. С октября 2014 года по июнь 2015-го бывший менеджер компании Roshen Дмитрий Вовк, согласно указу президента Петра Порошенко, был временно исполняющим обязанности главы НКРЭКУ.

Это решение позволило ему контролировать ценообразование для предприятий топливно-энергетического сектора. И судя по печально известной формуле «Роттердам плюс», которая определяет закупочные цены на уголь, Порошенко тесно сотрудничает в этом бизнесе с угольным королем Ринатом Ахметовым.

В августе 2016-го Кабинет министров Украины изъял донецкий завод «Топаз» из сферы управления Министерства экономического развития и торговли и передал в подчинение государственному концерну «Укроборонпром». «Укроборонпромом» с 2014 года руководит бывший глава избирательного штаба Петра Порошенко в Херсонской области Роман Романов.

Спустя всего два месяца, в октябре, Кабмин получил 100% акций НАК «Нафтогаз Украины» от Министерства экономического развития и торговли. На этом рокировки не прекратились: компания «Укртрансгаз», самый прибыльный актив «Нафтогаза», была выделена из «Нафтогаза» и переведена в прямое подчинение Кабинету министров.

В декабре 2016-го Кабмин переподчинил себе Госагентство по вопросам электронного управления. Ранее Госагентство по электронному управлению являлось центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направлялась и координировалась Кабмином через вице-премьер-министра — министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а согласно принятому решению его деятельность направляется и координируется напрямую правительством.

Центростремительные силы

Действия Порошенко по установлению контроля над госпредприятиями и устранению олигархов уже привели к увеличению доли государства в бизнесе страны. Самый яркий пример — национализация «ПриватБанка» в конце прошлого года.

Обещанная западным партнерам масштабная приватизация госактивов успешно провалилась, антикоррупционные реформы буксуют. По оценке Национальной академии наук Украины, при их нынешних темпах стране понадобится 40-45 лет для того, чтобы вывести экономику страны на уровень 90-х годов прошлого века.

Все вышесказанное подтверждает: Петр Порошенко отказался от «европейского» пути развития государства. Как и его предшественник Виктор Янукович, он пытается сконцентрировать в своих руках максимально возможное число госактивов, контроль над которыми позволит ему получать прибыль, не неся никаких рисков. В случае чего все потери лягут на госбюджет —  то есть, на плечи всех налогоплательщиков Украины.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала