Коррупция и украинская власть — уходящий год прочно закрепил эти слова в одном синонимическом ряду. Если в первые дни после Майдана, когда в СМИ мелькали кадры из роскошных и аляповатых резиденций бывших власть имущих, коррупцию связывали с окружением экс-президента Украины Виктора Януковича и им самим, то спустя несколько лет украинские эксперты признают: по сравнению с нынешними властями бывшие чиновники — дилетанты.
При помощи экспертов Ukraina.ru составила список самых громких коррупционных скандалов года.
Откровения Онищенко
Беглый народный депутат Александр Онищенко попал на первую строчку рейтинга. Речь не о возбужденном против депутата на Украине деле об участии в незаконных схемах по перепродаже государственного газа. Онищенко ценен своим компроматом на власть. После того, как его начали преследовать на Украине, он пригрозил обнародовать аудиозаписи разговоров с политиками, в том числе и с президентом страны Петром Порошенко. По словам Онищенко, один голос народного депутата стоил от $30 до $100 тыс. Деньги выделял Порошенко.
«За всей коррупцией стоит президент Порошенко, я просто выполнял его поручения. Он дает взятки членам парламента, чтобы усиливать свои позиции как президента. Все важные вопросы, которые выносились на голосование, такие как назначение генпрокурора, смена руководителя СБУ, назначение судей, — все это Порошенко решал с помощью денег», — рассказал Онищенко.
Нардеп заявил, что доказательства своих слов передаст американским правоохранителям: только США в состоянии повлиять на украинскую власть.
Скандал всколыхнул и мировое общество — о нем писали как американские, европейские, российские и ряд других СМИ. Команда Порошенко пыталась этому противодействовать. Как заявили западные журналисты, адвокаты украинского президента даже грозили таким авторитетным европейским СМИ, как BBC, судом за публикацию откровений опального депутата.
Неудивительно, что именно этот скандал можно считать самым громким коррупционным скандалом в уходящем году.
«Это — безусловно, первое место, поскольку речь идет о системной политической коррупции», — отмечает в комментарии Ukraina.ru политтехнолог Андрей Золотарев.
Аналогичного мнения придерживается и политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
В то же время эксперт указывает, что этот скандал не сильно затронул президента.
«Его (Порошенко — ред.) рейтинги, его низкий уровень доверия, данные о том, что он страну ведет не туда — напрямую не связаны с коррупцией. Она здесь лишь одна из составляющих», — отмечает Погребинский.
И напоминает еще об одном скандале, который идет наравне с откровениями Онищенко.
Панамские бумаги
В мае президент Украины Петр Порошенко должен был лететь в Лондон на антикоррупционную конференцию. Главы украинского государства столица Великобритании не дождалась. Причина — месяцем ранее — в апреле — по всему миру различные СМИ обнародовали якобы документы панамской юридической фирмы Mossack Fonseca. Среди офшорных компаний обнаружились и компании президента Украины.
Особой пикантности документам придавал тот факт, что речь о продаже одной из компаний шла во время Иловайского котла — сокрушительного поражения украинской армии в августе-сентябре 2014 года.
В Раде попытались создать временную следственную комиссию по офшорам.
«Я не говорю, что мы отправим президента Порошенко в отставку из-за процедуры импичмента, я не говорю о том, что доказано что действия, которые совершал Порошенко, преступны. Нет, мы этого не утверждаем. Об этом можно говорить только после того, как будет проведена соответствующая процедура, когда свои выводы сделает Следственная комиссия, Верховный суд и Конституционный суд», — заявил народный депутат и лидер Радикальной партии Олег Ляшко.
После этого, у его фракции начались проблемы — с обыском к «радикалам» зачастили правоохранители. Не избежал обыска и сам Ляшко.
Комиссию так и не создали.
А вместо Порошенко в Лондон отчитываться о борьбе с коррупцией отправили главу Государственной фискальной службы Романа Насирова. Правда, после того, как стало известно о грядущей поездке Насирова в Лондон, возмутились украинские общественные организации. Активисты украинского Центра противодействия коррупции написали обращение к британскому премьеру Дэвиду Кэмерону, в котором рассказали о том, что жена Насирова владеет фирмой и недвижимостью в Великобритании, которые не внесены в декларацию главного «налогивика». Они отметили, что Туманный Альбион стал прибежищем для украинских коррупционеров.
«Мы поражены тем, как легко для чиновников, подобных Насирову, получить дорогую недвижимость в Лондоне, при этом скрыв собственность за трастами и подставными компаниями», — заявляла исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк.
На Западе это в очередной раз вызвало скандал, который, впрочем, быстро забылся.
Квартиры, машины и деньги-деньги-деньги
«Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три куртки», — жаловался персонаж популярного советского фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Антон Семенович Шпак милицейской собаке. Нечто подобное могли сказать и украинские депутаты. Правда, в отличие от Шпака, они бы не преувеличивали.
После того, как с 1 сентября декларирование имущества для украинских чиновников и политиков стало обязательным, страна узнала, чем владеют народные избранники. Один из них задекларировал даже церковь. Другой — старопечатное издание XVII века. Еще один депутат задеклалировал мощи, которые после скандала передал в один из монастырей.
Неприятно впечатлены оказались не только рядовые украинцы, но и бизнесмены высшего уровня.
«После опубликования электронных деклараций украинских чиновников все участники списка Forbes почувствовали себя лохами», — заявил совладелец и председатель наблюдательного совета Global Spirits (водка «Хортица»), долларовый мультимиллионер Евгений Черняк.
Эксперты отмечали, что факт наличия на руках больших сумм наличных можно было объяснить тем, что позже депутатам пришлось бы показывать источники поступления средств. Сейчас же этого делать не нужно.
Впрочем, сам факт того, что депутаты, чиновники и сам президент вынуждены были декларировать имеющееся у них имущество — с точки зрения борьбы с коррупцией — положителен.
«Некоторые институциональные изменения — например — электронные декларации — помогают в борьбе с коррупцией. Но мы это увидим через некоторое время. Сказать, что вовсе ничего не делается для борьбы с коррупцией — неправда. Но эти институты действуют неэффективно. Скандал с декларациями прошел — так люди этим депутатам и не особо верили. Правда, сейчас у них есть данные для того, чтобы тотально их подозревать в коррупции. Десятки тысяч людей показали, что у них есть деньги, которых быть не должно», — отмечает в комментарии Ukraina.ru Погребинский.
Со временем, уверен политолог, это и даст плоды в борьбе с коррупцией.
Чем больше ты вглядываешься в коррупцию…
Один из наиболее парадоксальных коррупционных скандалов в уходящем году был связан с борцом с коррупцией — народным депутатом Сергеем Лещенко. Бывший журналист, сделавший себе имя на разоблачениях непотизма, злоупотребления служебным положением и незаконного обогащения украинских политиков и чиновников, оказался сам замешан в нелицеприятный скандал.
В сентябре украинские общественные активисты выяснили, что Лещенко купил квартиру в центре Киева площадью 200 квадратных метров за 7,5 млн грн., что соответствует двухлетнему бюджету партии ДемАльянс, членом которой он является
Сам Лещенко пытался оправдываться, что часть денег на покупку он взял у своей девушки — ди-джея Анастасии Топольской, а часть ему в виде ссуды предоставила бывшая коллега — учредитель «Украинской правды» Алена Притула. Позже Лещенко заявил, что выходит из ДемАльянса и попросил Национальное антикоррупционное бюро проверить его и эту покупку.
Позже, в подобные скандалы с недвижимостью оказались замешаны и такие соратники Лещенко по антикоррупционной борьбе как нардеп Светлана Залищук.
Этот скандал окончательно показал, что коррупция на Украине проникает даже в ряды борцов с нею. Впрочем, главным назвать скандал все же нельзя.
«Лещенко — это даже не скандал, это тема — «отбивка»», — отмечает в комментарии Ukraina.ru Золотарев.
Да и финал у скандала был предсказуем. В конце концов, глава ГПУ Юрий Луценко заявил, что его ведомство закрыло дело в отношении Лещенко за покупку им дорогой квартиры в центре Киева
В целом же, год был богатым на коррупционные скандалы, которых хватало и на всеукраинском, и на региональном уровне.
«У нас с коррупцией не борются, ее упорядочивают. И президенту это упорядочивание в пользу его клиентеллы, близких ему людей, удалось. Грубо говоря, «рубят бабло» так, как Януковичу и не снилось», — поводит итоги антикоррупционной борьбы Золотарев.
И с ним сложно не согласиться.