Почтовых "голубей" обложили налогами

Накануне Государственная фискальная служба (ГФС) поддержала ужесточение налогообложения пересылки товаров и личного ввоза товаров гражданами. Фискалы хотят обложить налогами почтовые посылки дороже 22 евро.

Соглашение о свободной торговле с ЕС так и не позволило  добиться того, чтобы европейские товары стали легкодоступными для украинцев. Наоборот, ситуация лишь усугубилась.

Инициатива об ужесточении налогообложения пошла от Ассоциации предприятий информтехнологий Украины (АПИТУ). Как сообщают СМИ, сначала организация попыталась провести свое предложение через Верховную Раду. Однако, когда АПИТУ не получила поддержку от нардепов ВР, то направила весной 2016-го  года письмо премьер-министру Украины Владимиру Гройсману.

Свои претензии АПИТУ объяснила тем, что  государственный бюджет ежегодно недополучает более трех с половиной миллиардов гривен налогов из-за теневых поставок, поскольку частные предприниматели умышленно фасуют товар таким образом, чтобы он укладывался в лимит на 150 евро.

В Ассоциации ссылаются на необходимость привести порог в соответствие с принятыми в Евросоюзе нормами. В своем письме АПИТУ утверждает, что снижение суммы поспособствует сокращению объемов теневого импорта и увеличит доходную часть государственного бюджета минимум на 4,7 млрд гривен в год.

«Теневой импорт вредит легальным импортерам, честно оплачивающим все налоги (НДС, таможенные пошлины и акциз). Ведь все товары, ввезенные недобросовестными импортерами теневым способом без уплаты налогов — в среднем на 20% дешевле и занимают все большую часть рынка. В неравных конкурентных условиях легальный бизнес вынужден переходить на нелегальные схемы или закрываться», — рассказал гендиректор АПИТУ Юрий Пероганич.

Украинским аналитикам очевидно, что рынок наоборот уйдет в тень.

«Инициаторами фактически не рассматриваются никакие возможные негативные экстерналии. Все может получиться, как, например, получилось со сборами с валютных операций, когда в итоге рынок забился в тень и не хочет оттуда выходить, а объем собираемых доходов в бюджет смехотворен», — считает украинский инвестбанкир Иван Угляница.

Теперь инициативу АПИТУ поддержал глава Фискальной службы Роман Насиров. По словам Насирова, практически вся мелкая электроника в Украине поступает напрямую потребителю без уплаты налогов, а также есть проблема с приграничной торговлей — возникают вопросы, когда одни и те же граждане ежедневно перевозят через границу товары на сумму 500 евро.

«Будет ли это (норма безналогового ввоза товара) 22 евро или, например, 40-50 евро — это уже больше решать и рассчитывать Минфину», — сказал он на пресс-конференции.

Если введут предложенные упомянутой ассоциацией изменения, то каждая посылка стоимостью свыше 22 евро повлечет за собой необходимость уплату двадцатипроцентной пошлины.

В первую очередь, это коснется рядовых украинских граждан, которые для экономии заказывали предметы мелкой техники на AliExpress и  Amazon, и других фирменных магазинах, работающих в режиме онлайн.

Пользователи социальных сетей раскритиковали главу ГФС за такое решение. В частности, они отмечают, что бюджету Украины это вряд ли поможет.

«Глава Госфискслужбы Р.Насиров сегодня сообщил, что ГФС поддерживает предложение о значительном усилении налогообложения пересылаемых и лично ввозимых гражданами товаров на территорию Украины стоимостью более 22 евро. Такое впечатление, что они специально закручивают гайки так, чтобы уж наверняка у народа "резьбу сорвало". 
Только вот успеет ли тот же господин Насиров добежать до "Канадской границы", то бишь до своей супер дорогой квартиры в Лондоне?» — пишет на своей странице в Facebook киевлянка Татьяна Потураева.

«Я не знаю чего вы лимиту беспошлинного ввоза в 22 евро удивляетесь. Стандартная логика этих товарищей. Макар Пасенюк: "Население существует для того, чтобы создавать добавленную стоимость и платить налоги государству. родился — поплатил налоги — умер», — пишет Роман Шрайк.

Украинцы сработали на опережение — на сайте Кабинета министров зарегистрирована петиция с требованием повысить порог до 220 евро. По состоянию на вечер 7-го декабря ее подписали 2028 человек из 25 тыс., необходимых для рассмотрения данного вопроса.

Недоступно даже б/у

Льготная растаможка подержанных автомобилей действует уже полгода, однако украинцы до сих пор не могут беспрепятственно поменять свои автомобили на более качественные европейские, хоть и подержанные.

В июле Президент подписал закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования развития рынка подержанных транспортных средств", главной идеей которого является существенное уменьшение акциза на б/у авто.

Согласно закону, подписанному президентом в мае 2016-го года, сумма, затраченная на получение украинских номеров, по сравнению со старой растаможкой уменьшилась в два раза (за авто с объемом от 3-х литров) и практически в 10 раз (для малолитражек). Но остаются такие  расходы как НДС — 20%, и госпошлина — 10%.

Плюс, если подходить к выбору автомобиля ответственно, то выбирать его нужно не один день. Однако украинцы не могут позволить себе находиться за границей неделями. Для этого у них нет ни материальных возможностей, ни обещанного безвиза.

Ведь для того, чтобы привезти для себя авто, человек должен сначала получить Шенген, потратиться на билеты, жилье, а потом своим ходом довезти машину и растаможить ее. К тому же, привезти авто может только его будущий владелец.

Предполагаестя, что для упрощения задачи появятся перегонщики, которые будут обустраивать на границе что-то вроде площадок для продажи. Украинцы будут пересекать границу и покупать эти машины. Либо человек должен будет искать в интернете «кота в мешке», а потом нанимать перегонщика, который его привезет. Такая ситуация даст ход для новых теневых схем и усилит риски для украинцев.

Ожидания и реалии 

То, что должно было случиться, и то что случилось — кардинально разные вещи. Ведь реалии вносят свои коррективы, утверждает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

«Соглашение о свободной торговле должно позитивно сказаться на торговле. Товары становятся дешевле за счет того, что не платится импортная пошлина. Но это теоретический расклад, а не догма. На практике ситуация отличается. Показательно было то, что когда было подписано Соглашение о зоне свободной торговле, мало кто обратил внимание на серьезное обстоятельство — отсрочку по снижению импортных тарифов. Украинская сторона снижает тарифы сроком до 5 лет. Европейская сторона снижает тарифы сразу. Мы должны были увидеть резкий рост украинского экспорта в ЕС, и несущественно меняющийся импорт, т.к. ограничители для ЕС остаются. А для украинцев снимаются. Это кривое зеркало», — считает эксперт.

По словам эксперта, доля ЕС в структуре украинского экспорта как будто бы начала увеличиваться. Если до 2014-го года на долю ЕС приходилось порядка четверти в украинском экспорте, то сейчас — это 40%. Но это не означает, что Украина стала больше экспортировать. В абсолютных показателях экспорт даже уменьшился.

«Что касается европейских товаров, он остался на месте и даже снизился, поскольку покупательная способность украинцев снизилась. Не могла пройти бесследно потеря гривной своей стоимости, что немедленно действует на импорт. Очевидно, что импорт стал более дорогим и спрос на него стал сокращаться. Второе — инфляция. Потребительские цены с 2014-го года до 2016-го увеличились более, чем в два раза. Поэтому ожидать, что европейских товаров бы стало больше было неправильно, поскольку на них даже не снижался и импортный тариф. В гривневом эквиваленте все импортные товары стали дороже как минимум в три раза. Реальные доходы населения не выросли», — подытожил эксперт.

В итоге украинцев в очередной раз загнали в налоговое бремя, открыв новое творческое поле для теневого бизнеса.