Соответствующее решение было принято коллегией судей Малиновского районного суда Одессы 2 декабря после бесперспективного и затяжного разбирательства, которое длилось с января 2015 года. Поводом для вынесения такого постановления явилась замена одного из судей: судья Журик в связи с болезнью был заменён судьей Стариковым. Тем самым, почти двухгодичные слушания были признаны абсолютно несостоятельными, а к установлению истины одесская Фемида не приблизилась ни на шаг.
В связи с тем, что теперь все начнется «с нуля», необходимо проанализировать происходящее, вспомнив ключевые моменты процесса. Предметом рассмотрения Малиновского районного суда Одессы являются столкновения на Греческой площади. Подсудимыми являются исключительно активисты Куликова поля, а именно 20 человек, которым предъявлено обвинение по части 2 ст. 294 УК Украины — «Участие в массовых беспорядках». Роль сторонников Майдана практически не отражена.
В отдельное производство выделено дело «майдановца» Сергея Ходияка, подозреваемого в расстрелах сторонников Антимайдана и журналистов, однако и там существенного прогресса не наблюдалось. Более того, Ходияк спокойно разгуливает на свободе, у него отсутствует на сегодняшний день мера пресечения, в отличие от оппонентов, сидящих за решеткой 2 года и 8 месяцев.
Разбирательство без конца
События в Доме профсоюзов до сих пор находятся на стадии досудебного следствия, причем неоднократно его передавали из инстанции в инстанцию: из МВД в Генпрокуратуру, а оттуда — в одесскую полицию. Благодаря подобной тактике расследование наиболее кровавого эпизода, унесшего жизни 42 протестующих против вооруженного переворота в Киеве, было спущено на тормозах. Ведь по официальной версии, погибшие «сожгли себя сами», а вину за это попытались повесить на покойного экс-депутата облсовета Вячеслава Маркина.
Что касается разбирательства в Малиновском районном суде, то затягивание процесса было изначальной тактикой обвинения. Почти год заняло зачитывание обвинительного акта, который трижды возвращался в прокуратуру как несоответствующий нормам Уголовно-процессуального кодекса, ибо в нем не было выделено участие в событиях каждого из обвиняемых и их роль. Таким образом, рассмотрение дела по сути (изучение доказательств, опрос свидетелей, экспертов, потерпевших и прочее) началось только после 17 декабря 2015 года.
Это не мешало судьям постоянно продлевать арест подсудимым. Но и за 2016 год реальных доказательств вины «антимайдановцев» представлено не было. Сторона защиты успешно парировала все доводы прокуроров, которые постоянно сменяли друг друга. Но когда перевес адвокатов доходил до угрожающих масштабов, то власть пускала в ход «патриотических активистов» — «Правый сектор», «Самооборону Майдана» и других. Они срывали судебные заседания, устраивая там беспорядки, заставляли судей писать заявления об отставке, угрожая физической расправой, били подсудимых и их сторонников.
Единственным позитивным моментом является то, за это время 5 из 10 человек, находившихся под арестом в СИЗО, были выпущены под домашний арест. На сегодняшний день за решеткой остаются 5 человек — Сергей Долженков, Сергей Корчинский, Владислав Романюк, Евгений Мефедов и Максим Сакауов. Двое последних являются гражданами России. Именно их власти выдавали за «агентов ФСБ». Интересен тот факт, что Мефедов в тот день вообще не присутствовал во время столкновений в центре города. Он был в Доме профсоюзов, сумев пережить этот кошмар, а уже впоследствии был задержан в больнице.
Еще в ноябре 2015 года все пять человек, находящихся за решеткой, должны были выйти на свободу, так как суд принял решение о возможности их освобождения под залог. Однако суд был блокирован радикалами, а запуганные ими судьи написали заявления об отставке. Впоследствии Апелляционный суд Одесской области отменил данное постановление Малиновского районного суда, хотя подобное не предусмотрено законом, ведь решение о мере пресечения во время судебного разбирательства может принимать лишь тот суд, где оно проходит. Тогда, чтобы придать правовой вакханалии видимость законности, пятерым обвиняемым предъявили подозрение по ст. 110 УК Украины — «покушение на территориальную целостность и неприкосновенность Украины». Основанием послужило заявление, направленное правоохранительным органам, активистом одесского Майдана.
Судить по-новому
Еще одним примером полного пренебрежения законами со стороны властей является история подсудимого Мефедова, произошедшая в июне этого года. Когда его адвокат в очередной раз разбил доводы прокуратуры, суд принял решение освободить его из СИЗО. В свою очередь, национал-радикалы блокировали здание, чтобы не допустить освобождения обвиняемого. Некоторые из них прямым текстом угрожали сжечь суд, если Мефедов не вернется за решетку. Выход из неприятной ситуации нашли с помощью проверенного метода. Группа сторонников Майдана подала заявление о нарушении Мефедовым общественного порядка в зале суда. Сотрудники одесской полиции подвергли его административному аресту на 72 часа с целью доставки в суд для избрания наказания по ст. 173 Кодекса об административных правонарушениях — «мелкое хулиганство».
За это время прокуратура состряпала новое обвинение по ст. 129 УК Украины — «Угроза убийством». Заявителем на этот раз оказался главный свидетель прокуратуры Александр Посмиченко. Он является единственным из подсудимых, кто согласился на сделку со следствием, за что был отпущен под домашний арест. Именно его показания послужили главным доказательством вины остальных. По словам Посмиченко, Мефедов, находясь в СИЗО, якобы писал ему СМС-сообщения, в которых угрожал расправой. Абсурдность подобной формулировки ничуть не смутила суд, и в итоге выйти на свободу гражданину РФ не удалось.
К слову, лидер одесского «Правого сектора» Сергей Стерненко зарегистрировал на сайте президента Порошенко петицию, где предложил обменять граждан России Мефедова и Сакауова на осужденных там граждан Украины Станислава Клыха и Николая Карпюка. Это предложение так и осталось не реализованным, хотя и имеет немало сторонников из противоборствующих лагерей. Более того, национал-радикалы настаивают именно на данном варианте, а сам Мефедов выступил против подобной инициативы.
Дело не движется, обвиняемые — сидят
Если посмотреть на динамику судебного следствия за последние полгода, то оно фактически застопорилось. Чаще всего заседания просто переносились на другую дату по различным причинам, но жалобы адвокатов на безосновательное содержание их клиентов под стражей по-прежнему оставались без удовлетворения.
«То, что мы видим в связи с делом 2 мая — это не судебный процесс, а лишь его имитация, фарс. Нынешнее руководство страны совершенно не заинтересовано в подлинном расследовании событий. Ведь судят пострадавших, которых без доказательств вины держат в тюрьме, лишь за их принадлежность к Антимайдану или вовсе случайных людей. Ни один из стрелявших или бросавших «коктейли Молотова» со стороны Майдана не арестован. Украинский суд просто не может объективно и беспристрастно судить из-за давления радикалов и политиков, их покрывающих. Единственным выходом из сложившейся ситуации было бы изъять дело из компетенции Украины и передать его в международный суд под эгидой ООН. Только таким способом можно добиться справедливости», — полагает лидер общественной организации «Куликово поле» Антон Давидченко.
Таким образом, повторное рассмотрение дела об одесской трагедии продиктовано исключительно желанием затянуть его рассмотрение со стороны властей и является следствием нежелания установить истину. ООН постоянно отмечала в своих отчетах однобокость и необъективность судебного следствия.
По украинскому Уголовно-процессуальному кодексу, при рассмотрении дела судьи должны руководствоваться «разумными сроками». Но критерии «разумности» четко не определены. В случае с политзаключенными по делу 2 мая всем руководит политическая целесообразность.