Вечером 27 ноября департамент консульской службы МИД Украины сообщил об задержанных в Греции украинских моряках.
«По информации береговой охраны острова Крит, 27.11.2016 судно (RS-300 № 97), которое шло под флагом Украины, обратилось в порту Палеохорас (о.Крит) по делу о технических проблемах из-за механических повреждений. Силами береговой охраны указанное судно было отбуксировано в указанный порт, где сейчас пребывает на ремонте. После прибытия в порт и осмотра судна, по информации греческой стороны, было установлено, что его грузом являются табачные изделия. Легальность груза устанавливается», — сообщает департамент консульской службы.
В МИД Украины отметили состояние здоровья членов экипажа хорошее, медицинской помощи моряки не требуют, а само дело пребывает на контроле посольства Украины.
Примечательно, что в середине прошлой недели тоже доставили судно с украинцами. 24 ноября большой противолодочный корабль Северного флота России «Вице-адмирал Кулаков» спас экипаж украинского судна в Средиземном море. На следующий день российские моряки передали терпевшее бедствие украинское рыболовецкое судно спасателям с Крита. Примечательно, что в сообщении Минобороны спасенное россиянами судно называется «097», что совпадает с номером задержанного за контрабанду корабля с украинцами.
Как бы то ни было, это не первое ЧП с украинцами на море. Все чаще украинцы становятся фигурантами скандалов на море.
Опасные грузы
11 октября на пресс-конференции в Мадриде подполковник Гражданской гвардии Хавьер Рохеро сообщил о задержании украинских моряков на следовавшем под панамским флагом судне Marti N. Украинцы, по его словам, оказались причастны к сети, которая занимается поставкой оружия и наркотиков террористам в Ираке и Ливии. На вопрос, являются ли украинцы джихадистами, подполковник ответил, что по имеющимся у следствия данным, «они таковыми не являются и были наняты сетью лишь для транспортировки марокканского гашиша — около 20 тонн — ливийским террористам».
В дальнейшем наркотик должны были реализовать в европейских странах, а деньги — направить на нужды джихада. Теперь украинским морякам за участие в наркоторговле грозит 10 лет тюрьмы. И это не самый плохой вариант. Если суд учтет такое обстоятельство, как сотрудничество с террористами, срок могут увеличить.
Теперь же украинцев подозревают в контрабанде сигарет. Если окажется, что спасенное россиянами рыбацкое судно и задержанное на Крите — одно и то же, ситуация приобретет особенно плохой оттенок.
За два неполных месяца — два инцидента с украинцами, подозреваемыми в контрабанде. Что же вынуждает украинцев браться за контрабанду?
«Сами украинские порты — одесский и николаевский, на протяжении двух лет находятся в постоянном процессе деградации в плане поставок контрабанды. Украина плавно превращается в центр распределения контрабанды на Европу. А то, что украинские моряки вынуждены подписываться под любую работу — просто нелегальную, незаконную — говорит об ухудшающейся экономической ситуации», — рассказывает в комментарии Ukraina.ru депутат из Крыма Константин Кнырик.
Он отмечает, что сегодня у украинцев есть проблемы с трудоустройством.
«Рынок труда крайне ограничен сегодня и они (моряки — ред.) вынуждены соглашаться с любыми условиями труда, в том числе и нелегальными», — отмечает крымский депутат, не понаслышке знакомый с проблемой.
Украинские чиновники в свою очередь говорят о массовом бегстве моряков из государственных компаний. Как заявил директор филиала «Дельта-Лоцман» госпредприятия «Администрация морских портов Украины» Александр Голодницкий, из госструктур идет массовый отток морских кадров на «вольные хлеба».
«В 2013 году это был эквивалент в привязке к валюте — это одна цифра, сегодня — это меньше… На сегодня отток кадров имеет место», — отметил чиновник.
Бывший директор «Дельта-Лоцман» Виктор Бездольный более конкретен.
«На линейных направлениях Украина уже потеряла порядка 30% лоцманов, что неизбежно скажется на качестве проводок судов в украинских портах. Дальнейшим развитием этого вида деятельности серьезно никто не занимается. Минимальная зарплата самого плохого капитана небольшого судна — не меньше $2 тыс. Сегодня доход лоцманской организации остался такой же, поскольку, все идет в валюте. Но люди, которые работают в этой организации, в структуре АМПУ, получают зарплату в гривне. В переводе на валюту — это $400-800 долларов», — пояснял Бездольный.
В сентябре Международная палата судоходства обнародовала совместный с Балтийским и международным морским советом доклад о моряках: Manpower Report 2016 BIMCO/ICS. Согласно документу, Украина реально поставила в мировой флот в 2015 году 69 тыс. моряков, в том числе 39 тыс. офицеров и 30 тыс рядовых или 4,18% от общего числа всех моряков мира.
Таким образом, украинцы заняли шестое место в списке стран, поставляющих на мировой торговый флот моряков. Первое место в этом рейтинге занимает Китай, с 243 тыс. человек (14,78%), что в три с лишним раза больше, чем у Украины. Потом идут Филиппины (около 215 тыс. чел. или 13,08%), Индонезия (около 144 тыс. чел. или 8,72%), Россия (около 97 тыс. чел. или 5,89%) и Индия (около 86 тыс. чел. или 5,22%).
Примечательно, что статистика по Украине может учитывать не только украинских, но и российских моряков. Ведь есть еще и вопрос Крыма.
Общая беда
Переход Крыма в состав России многие страны не признали, что создало проблемы для моряков-крымчан.
«У них (моряков-крымчан — ред.) вообще большая проблема. Они вынуждены в той или иной степени ездить на Украину, чтобы делать себе паспорта моряков, так как крымские паспорта моряков никто не признает», — рассказывает Кнырик.
По его словам, многие из тех, кто ушел на гражданские суда в прошлом были военными моряки.
«Соответственно их там регулярно таскают на допросы в СБУ, пытаются им что-то вменить. Но на моей практике есть и случаи того, что люди без проблем там работают», — рассказывает Кнырик.
Он вспоминает историю с похищенными российскими военнослужащими, которым вменили дезертирство из украинской армии.
«Они (моряки-крымчане — ред.) вынуждены проходить разрешительные процедуры на территории Украины», — резюмирует Кнырик.
А это значит, что читая сообщения об украинских моряках можно предположить, что речь идет и о бывших украинских гражданах, которые сейчас являются владельцами российских паспортов.
В таких условиях координация работы двух стран — Украины и России — могла бы спасти ситуацию. Однако этого нет и в помине.
Так, даже за спасения судна с украинцами российский флот благодарности от Украины не получил. Это оскорбило даже самих украинцев.
«Из-за действий властей будущее украинских моряков под угрозой. Российские средства массовой информации рассказывают историю спасения украинского рыболовецкого судна кораблем военно-морских сил Российской федерации. Траулер с экипажем, два дня дрейфовавший без управления в Средиземном море, был отогнан в спокойную бухту ждать ремонтную бригаду. Экипажу оказана помощь судовым врачом военного корабля России. Теперь жизни украинцев ничего не угрожает. В общем-то стандартная ситуация, когда, согласно нормам морского права, один корабль оказал помощь другому. С точки зрения человеческой морали тоже. Но где же новость о спасенных моряках в украинских СМИ? Где обращение МИДа с благодарностью к экипажу российского корабля?» — недоумевает депутат Одесского областного совета Виктор Баранцев.
По его словам, на Украине применяют нормы двойной морали.
«К сожалению, в нашей стране применяются нормы двойной морали. Политики, в лице украинских дипломатов, делают вид, что ничего не произошло. Несмотря на то, что по-человечески за такие поступки нужно благодарить. Подобными действиями наша власть показывает, что обычные люди для них ничего не значат. Жизнью, безопасностью и здоровьем моряков можно жертвовать в угоду своим интересам», — резюмировал депутат.
Кстати, и он признает, что в море соотечественники вышли не от хорошей жизни. По его словам, украинские моряки «пытаются заработать деньги нелегким трудом, чтобы обеспечить семьям здесь достойное существование».
С ухудшением экономической ситуации можно прогнозировать, что все больше украинских моряков будет соглашаться на сомнительные с правовой точки зрения рейсы. Вместо того, чтобы обезопасить их, в том числе и налаживая международное сотрудничество, украинские власти бросили проблему на самотек. А значит, мы еще услышим о резонансных происшествиях, в которых замешаны украинские мореходы.