Как известно 17 ноября глава МВД Арсен Аваков анонсировал конкурс на пост главы Нацполиции, записав в Фейсбук: «Согласно части 2 статьи 21 Закона Украины «О Национальной полиции» руководитель полиции назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Премьер-министра Украины в соответствии с предложениями министра внутренних дел Украины.
Назначение на должность руководителя Национальной полиции Украины согласно законодательству не предполагает проведения конкурса. Однако, учитывая тот факт, что к человеку, который займет должность председателя Национальной полиции Украины, должно быть безоговорочное доверие, как украинского общества, так и международного политикума, я принял решение о проведении консультативного конкурса для действующих полицейских на замещение этой должности….
После финального собеседования Консультативная комиссия будет рекомендовать мне кандидатов, наиболее достойных занять должность главы национальной полиции по своим профессиональным, деловым и человеческим качествам. После этого лучший из отобранных кандидатов будет предложен мной на рассмотрение Кабмина. Условия конкурса будут объявлены в ближайшее время».
Конкурс нужен
Некоторые критические к власти СМИ отреагировали на этот пост заголовками типа «Аваков в обход закона ищет замену Деканоидзе». Дескать, министр зачем-то объявляет конкурс, хотя закон этого не предполагает. На самом деле министр действительно обходит закон — только иначе, и более масштабно, в частности, подавая как неслыханный демократизм свою инициативу с конкурсом, проведение которого объективно требуется законом.
Так, утверждение главы МВД, что по закону, дескать, конкурс не нужен, мягко говоря полуправда. Ведь что такое национальная полиция? Согласно статье 1 того же закона о ней, на который ссылается Аваков — это «центральный орган исполнительной власти». А закон «О государственной службе», вступивший в силу с 1 мая, предполагает, во-первых, что его действие распространяется и на такие органы (ст.3 ч.2), во-вторых, что на должности госслужащих назначаются победители конкурса (ст. 31 ч.1). Да, тот же закон указывает, что на ряд должностей, начиная с президента, он не распространяется (ст. 3 ч.3). Однако из их перечня следует, что глава нацполиции под это исключение не подпадает, в отличие, например от заместителей министров. Так что скандальное назначение Кабмином Анастасии Деевой замом Авакова как раз в рамках закона.
Да, действительно в законе «О нацполиции» о конкурсе ничего нет. Но ведь и в законе «О местных государственных администрациях» нет ничего о назначении по конкурсу губернаторов и других должностных лиц этих органов. А ведь после 1 мая всех новых глав ОГА назначили по итогам конкурсов, и никто не говорил, что это незаконно. Просто закон «О госслужбе» базовый и его переходные положения предполагают приведение в соответствие с ним норм остального законодательства. И хотя правительство и Рада с этим приведением запаздывают, базовый закон имеет приоритет при расхождении норм в двух законах.
Поэтому с правовой зрения конкурс на пост главы нацполиции однозначно необходим. И относительно трактовки Аваковым юридической коллизии слово «полуправда» неоправданно лестное для министра. Вспоминается как лет 40 назад в ходе литературной дискуссии Виктор Астафьев говорил, что нет никакой «полуправды», а есть правда и неправда, то есть вранье.
Но вернемся к конкурсам. Закон «О госслужбе» регламентирует и порядок их проведения. Так, согласно его ст. 23, решение об объявлении конкурса на занятие вакантной должности госслужбы категории «А» (а главы центральных органов исполнительной власти относятся к этой категории) принимает субъект назначения. То есть в случае с главой Нацполиции объявлять конкурс должен Кабмин, а не министр внутренних дел. Причем прямого отношения к проведению конкурса МВД иметь не должно, ибо, согласно ст.15 того же закона, такие конкурсы проводит Комиссия по вопросам высшего корпуса госслужбы.
И наконец, как я уже писал выше, закон предполагает, что победитель конкурса и получает должность, тогда как у Авакова конкурс должен лишь отобрать несколько лучших кандидатов, из которых министр сам выберет одного, потому-то глава МВД и именует свой конкурс консультативным.
Таким образом, раз Аваков хочет проводить конкурс на своих условиях значит, он опасается, что если проводить его по закону, то в нем не победит нужный министру кандидат, которым, скорей всего, является нынешний и.о. главы нацполиции Вадим Троян (в прошлом член ультранационалистического «Патриота Украины» и батальона «Азов»).
Но ведь до сих пор все привлекавшие внимание конкурсы — и на посты губернаторов и на посты госсекретарей министерств — завершались абсолютно прогнозировано: победителями становились только те, кого считали предпочтительными для власти кандидатами. Следовательно, можно допустить: Аваков опасается, что такая традиция как раз предполагает победу не его кандидата, а того, в ком заинтересован президент. Такая гипотеза вполне в русле версии о конфликте Порошенко с Аваковым. И тот факт, что нацполиция была в свое время автономизирована в МВД, а ее главой назначена Деканоидзе, говорит в пользу этой версии.
Но, с другой стороны, анонсировав конкурс на условиях, противоречащих закону, Аваков показывает, что ему не страшны обвинения в незаконных действиях. Ведь в теории Кабмин, со ссылкой на закон «О госслужбе» может отклонить канидатуру победителя такого конкурса. Такое можно делать, только чувствуя, что крепко сидишь и никакой президент или премьер тебя с кресла не сдвинет. Но если считать, что позиция министра так крепка, то почему нельзя организовать конкурс по закону? Значит, либо она на самом деле не столь крепка, либо напротив, так прочна, что главе МВД надо подчеркнуть свой особый статус в стране.
В любом случае, отношение Авакова к закону в данной ситуации — хороший повод подумать, а чем же обернется лоббируемая им презумпция правоты полицейского, если она станет правовой нормой.
Трояна на царство
Кстати, если говорить о законе то правовые основания для того, чтобы Вадим Троян возглавил нацполицию очень сомнительны. Ведь в статье 21 закона о нацполиции сформулированы 4 условия, которым должен удовлетворять руководитель и заместители руководителя полиции:
«1) соответствует общим условиям поступления на службу в полицию;
2) имеет высшее полное юридическое образование;
3) имеет стаж работы в области права не менее семи лет;
4) имеет опыт работы на руководящих должностях не менее пяти лет».
Троян, если судить по справкам о нем в сети нем (биографической справки на сайте нацполиции нет), пункту 4 будет соответствовать, если под руководящей работой считать руководство коммерческими структурами, аффилированными с фирмами Авакова. Но с пунктом 3 еще сложнее. Публикации говорят, что он окончил в 2000 Харьковский университет внутренних дел, по 2003 год работал следователем, а с октября 2014 возглавил полицию в Киевской области. Допустим к стажу в области права можно притянуть и полгода, которые Троян провел в «Азове». Однако все равно 7 лет стажа не наберется.
Правда, упомянутые положения статьи 21 вступают в силу с 1 января 2017. И назначить Трояна за несколько дней до вступления этих норм в силу, объективно все равно будет моральным вызовом. Правда моралью на Украине давно не пренебрегают, но и легитимную конкурсную процедуру непросто провести за оставшееся до нового года время.
Так по закону «О госслужбе», срок подачи документов для участия в конкурсе определяется в официальном объявления о его проведении, но не может быть меньше 15 и более 30 календарных дней со дня этого объявления. Сроки проверки документов и конкурсных собеседований не определены, сказано лишь, что результаты конкурса должны быть обнародованы в течение 45 дней после упомянутого объявления. При этом само назначение может произойти лишь минимум через 10 дней после обнародования результатов (если никто не стал обжаловать итоги конкурса), а если обжалуют, то после соответствующего судебного решения. Таким образом, при особом желании теоретически возможно уместить процесс и в 26 дней. Но ведь официально конкурс не объявлен, а до нового года меньше 40 дней.
Впрочем, все эти цифры касаются исключительно конкурса, проводимого в рамках закона. Аваков же хочет конкурс не по закону, а по своим правилам. Одна из изюминок этих правил участие в конкурсной комиссии иностранцев в лице экспертов из США, Канады и консультативной миссии ЕС на Украине.
Участие иностранцев в конкурсах далеко не новость, но в данном случае интересны две вещи. Во-первых, приняв предложение Авакова, иностранцы подадут пример нарушения не просто закона, а закона пролоббированного ЕС. Во-вторых, до сих пор они не оценивали фигур с такой репутацией как Троян, чье назначение во главе Киевской милиции осенью 2014 встревоженно комментировалось в отдельных западных изданиях. Свой большой материал по этому поводу государственная «Немецкая волна» тогда завершала цитатой специалиста по радикалам Андреаса Умланда: «Это назначение я называю политической наивностью. А последствия могут быть ужасными. СМИ будут раскручивать эту тему до тех пор, пока Вадим Троян не отречется от своего прошлого или не уйдет в отставку».
Но, как оказалось, Умланд был не прав: мировые СМИ замолчали, а когда Троян пошел на повышение — первым замом главы нацполиции он стал в этом марте — то пресса не то что не раскручивала тему, а вообще ей не интересовалась. На мой взгляд, это прекрасно иллюстрирует эволюцию западного отношения к украинским радикалом. Поэтому вряд ли западные участники аваковской конкурсной комиссии будут топить Трояна.