Депутат Верховной Рады Ирина Геращенко заявила, что тема обмена пленных будет центральной для гуманитарной группы. Их будут обсуждать 8-9 ноября. Решить, наконец-то, этот вопрос требуют минские договоренности.
Ранее стороны достигли договоренности, что 618 дончан и луганчан, которые находятся в плену у ВСУ, будут обменены на 47 украинцев, которые содержатся в ЛДНР.
Правда, председатель СБУ Василий Грицак чуть позже заявил, что в плену у республик Донбасса находятся 109 человек. Причем, места пребывания 57 из них, по его словам, украинская сторона готова указать.
Украина просит отдать судью и фанатов «Зари»
Со слов Юрия Тандита, советника главы СБУ, в эту среду на переговорах будет поднят вопрос освобождения из плена бывшего луганского судьи Владимира Руденко, который был задержан на территории ЛНР, когда ехал на похороны отца, а также футбольных фанатов клуба «Заря».
Также Тандит в интервью «Украинской правде» сообщил, что ЛДНР передала украинцам список своих пленных из 610 человек. При этом он заявил, что эти списки составлены некорректно. В чем была некорректность, он не сообщил.
«В Минске ведется работа по важному вопросу — это правовой статус списка из 610 человек. Только на последней встрече представители ОРЛО и ОРДО сказали, что те списки, которые они подавали до этого, были признаны некорректными (украинской стороной — ред.). Мы призываем ОРЛО и ОРДО работать со списками скрупулёзно».
По словам Тандита, за 2,5 года войны из плена были освобождены 3 083 украинца.
ДНР: к обмену пленными готовы
В аппарате уполномоченного по правам человека в ДНР Дарьи Морозовой (она сейчас находится на переговорах в Минске) изданию Ukraina.ru сообщили, что ДНР и ЛНР уже давно готовы произвести обмен пленными по формуле «всех на всех», как того требуют Минские соглашения.
«Таким образом, это будет обмен 618 наших ребят, которые удерживаются украинской стороной, на 47 пленных украинских силовиков: 42 из которых находятся на территории ДНР, а 5 — в ЛНР».
Также нашему изданию было сказано, что в ДНР не могут понять, почему ранее господин Грицак заявлял о 109 украинских пленных.
«У нас больше пленных нет. Их следует, видимо, искать в другом месте».
Также наш собеседник из аппарата уполномоченного сообщил нам, что ранее ДНР и ЛНР передали украинцам список, в котором было указано свыше 900 фамилий лиц, которые, как считают в ЛДНР, удерживаются в украинском плену. Однако Украина подтвердила на сегодняшний момент только имена 618 человек, которые находятся у нее.
Что касается того, почему этот обмен не произведен до сих пор, хотя все вроде как давным-давно согласовано, донецкая сторона воздержалась от комментария, сославшись на его преждевременность, пока в Минске еще идут переговоры.
«Этот вопрос сейчас обсуждается в гуманитарной подгруппе. Комментарий будет после встречи», — сообщили в аппарате уполномоченного по правам человека в ДНР.
Пленные и политика
Если списки пленных фактически уточнены, то почему, в таком случае, не происходит обмен пленными? По мнению генерал-полковника в отставке Владимира Рубана, руководителя украинской общественной организации — Центр освобождения пленных «Офицерский корпус», которое он высказал в беседе с корреспондентом Ukraina.ru, скорее всего, политика могла стать главной причиной, застопорившей обмен.
«Я знаю, что ДНР и ЛНР готовы к обмену пленными «всех на всех», однако Киев и Москва тянут с обменом. Просто к нему привязывают политическую часть: то ли хотят, чтобы был принят закон об амнистии, то ли хотят отвода войск, то ли проведения выборов. Вот вы сделайте то-то и то-то, тогда и мы произведем обмен пленными».
На вопрос нашего издания о том, что возможно причиной постоянного срыва обмена является то, что Украина считает, что он неравнозначен по количеству (отдать ЛДНР ее 618 человек за 47 своих пленных, это неправильно), или потому, что среди пленных ЛДНР есть какие-то важные лица, которые она не хотела бы отдавать по разным причинам, Рубан ответил отрицательно.
«Может, это и как-то подразумевается украинской стороной, но если принято политическое решение обменять «всех на всех», то совершенно не важно, какое количество пленных у каждой из сторон. Можно поменять хоть 5000 пленных на одного. Количество не имеет значение. Так было и в Израиле, и в Югославии, и в других странах, где шла война. Я и сам менял 50 украинских пленных на одного днровца. Так что, как я вам и сказал, дело в политике».