Российский газ в тренде
Как сообщила газета The Wall Street Journal, «Газпром» получил расширенный доступ к газопроводу Opal, который соединяет Европу с газопроводом «Северный поток». Стратегическое значение этого решения состоит в том, что газопровод дает России выход на рынки Центральной и Восточной Европы в обход Украины. Трубопровод является сухопутной частью «Северного потока», он начинается на берегу Балтийского моря и тянется через территорию Германии до находящейся на немецко-чешской границе деревни Брандов.
Предмет сегодняшнего обсуждения — урегулирование претензий антимонопольных органов ЕС к «Газпрому» в части ограничения конкуренции. Соглашение должно позволить российской компании избежать штрафов в обмен на изменение принципов ее деятельности; это прежде всего касается привязки цен на газ к ценам на нефть.
Как известно, с 2011 года и по сегодняшний день «Газпром» имел право использовать лишь половину мощностей этого транзитного объекта. Остальная часть трубопровода OPAL никем не использовалась. Теперь, согласно достигнутому соглашению, «Газпром» получит возможность увеличить прокачку с помощью проведения соответствующего аукциона.
Тем не менее, 10-20% мощностей OPAL российская компания обязана будет оставить другим поставщикам голубого топлива. Предполагается, что таким образом удастся избежать нарушения норм Третьего энергопакета, которые обязывают «Газпром» обеспечить доступ к своей «трубе» третьим лицам.
Российский газ по-прежнему остается конкурентоспособным на европейском рынке. По информации экспертов, доля российского газа в 2015 году в импорте выросла до рекордных 41%.
«По формулам, которые привязаны к нефтяным котировкам, которые в значительной степени используются в действующих контрактах с европейскими компаниями, цена снизилась. И они стали конкурентными в частности в сравнении со спотом, поэтому доля российского газа выросла», — сообщил Ukraina.ru сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
ЕС и Россия. Глобальное потепление?
Оценивая решение ЕС предоставить Газпрому доступ к стратегически важному газопроводу OPAL издание WSJ описало как некое потепление между Россией и Евросоюзом. Как утверждают эксперты, о потеплении говорить рано, однако экономическая выгода пересиливает политику.
Напомним, что 25 октября Еврокомиссия в очередной раз попыталась снизить свою зависимость от России, одобрив «Стратегию ЕС в отношении сжиженного природного газа и газохранилищ». Документ был принят на пленарной сессии Европарламента в Страсбурге. Авторы стратегии выразили обеспокоенность тем фактом, что по итогам 2015 года объем импорта голубого топлива из РФ вырос на 7% по сравнению с предыдущим годом.
Во-первых, парламентарии требуют отменить строительство газопровода «Северный поток – 2»: его появление якобы противоречит интересам ЕС. Возведение топливной магистрали, считают в Европарламенте, негативно скажется на энергетической безопасности региона, диверсификации поставок и солидарности стран ЕС. Вторым пунктом программы идет активизация усилий по строительству СПГ-инфраструктуры на всей территории ЕС, а также на Украине — важнейшем транзитере топлива из РФ. Парламентарии утверждают, что ЕС должен поддержать Украину в процессе перехода от российского природного газа к СПГ.
Однако бизнес есть бизнес. Разрешение на увеличение прокачки по OPAL дает второй нитке "Северного потока" неплохие шансы, что, по сути, является приговором для украинской газотранспортной системы.
«Еврокомиисия не ищет особых компромиссов. С другой стороны, европейские компании, бизнес, заинтересованы в «Газпроме» как в крупнейшем поставщике газа: это самые конкурентоспособные маршруты, низкие цены, большие инфраструктурные проекты, выгодные для всех. Это компромисс, который стал результатом длительной дискуссии», — подчеркнул Марунич.
Сколько потеряет Украина?
Трубопровод, проложенный по дну Балтики, сведет на ноль транзитное значение Украины. Киев больше не сможет шантажировать Москву угрозой перекрытия канала в Европу, выбивать скидки. Экономически Украина однозначно проиграла, так какова же цена вопроса?
«Это давно уже ожидалось. В конечном итоге Еврокомиссия услышала доводы «Газпрома» и его европейских партнеров. По всей видимости, это приведет к тому, что «Газпром» сможет нарастить мощности использования этого газпровода. Т.е. через «Северный поток» будут транспортироваться большие объемы газа, чем они есть в настоящий момент. Увеличится процент использования его мощностей. Это плохо для других стран, которые потеряют выручку от транзита, в том числе и Украина», — подчеркнул Дмитрий Марунич.
Эксперт считает, что однозначного ответа на вопрос о потерях с украинской стороны нет. Все будет зависеть от спроса и от количества потребления.
«Потери для Украины от запуска «Северного потока — 2» – это 27 млрд кубов, которая может сейчас включиться на полную мощность, соотвестсвенно сократить объемы российского газа по украинской территории. Это около половины тех объемов, которые сейчас проходят по украинской территории, то есть около 1 млрд долларов», — подсчитал он.
Сокращение транзита газа по территории Украины ниже показателя в 60 млрд кубометров в год делает трубу нерентабельной. Единственный по-настоящему ценный актив ГТС — это подземные хранилища газа в Западной Украине, которыми могут заинтересоваться крупные энергетические компании Европы, которым они нужны для стабильного прохождения отопительного сезона зимой. Эти хранилища могут взять в аренду. Проблема с целостностью ГТС состоит в том, что магистральные участки трубы, которые будут остановлены при сокращении российского транзита, участвуют в обеспечении газом ряда областей. И, если вовремя не будут достроены соединяющие газопроводы, они могут попросту остаться без топлива и тепла.