Американская космическая ракета объединила Москву и Киев - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Американская космическая ракета объединила Москву и Киев

© news.softpedia.com
Читать в
Запуск ракеты Antares в США показал, насколько успешным и востребованным может быть сотрудничество России и Украины в деле освоения космоса. Но прописные истины, с которыми не спорят технари и специалисты, успешно оспаривают политики

18 октября с космодрома на мысе Уоллопс (штат Виргиния, США) состоялся запуск частной американской ракеты Аntares, на которой установлены два двигателя РД-181 российского производства. Аппарат доставит на Международную космическую станцию грузовик Cygnus с водой, продуктами, а также необходимыми для экспериментов оборудованием и материалами.

«Для частной компании Orbital ATK (разработчик Аntares) нынешний старт был моментом истины», — заявил глава NASAЧарльз Болтен.

Успех химкинского предприятия «Энергомаш»

Дата и время запуска на орбиту Аntares неоднократно переносилась. Специалисты хотели получить уверенность в том, что октябрь 2016 года не станет таким же роковым, как в 2014 году. Тогда оператор принял решение взорвать аналогичную ракету на этом же американском космодроме на старте из-за отказа оборудования. Принципиальное отличие двух моделей Аntares заключается в модификации двигателя — два года назад использовали модификацию российских Н-33 производства компании AeroJet AJ-26, а основные узлы были собраны на днепропетровском предприятии «Южмаш».

© РИА Новости . Алексей Филиппов / Перейти в фотобанкПредприятия ракетно-космической отрасли - НПО им. С.А. Лавочкина" и НПО "Энергомаш"
Предприятия ракетно-космической отрасли - НПО им. С.А. Лавочкина и НПО Энергомаш

Реализация проекта находилась на грани срыва. Решающую роль в его дальнейшей судьбе сыграло химкинское предприятие «Энергомаш», где менее чем за год разработали, изготовили, провели сертификацию и начали поставки РД-181 для Antares. Об успехе проведенной работы свидетельствует заключенные контракты на поставку 14 двигателей такой модели компании Orbital ATK в 2017-2018 годах.

«Не думаю, что будут какие-либо замены на другие двигатели: время на эксперименты вышло и альтернативы не найдено. Как вы понимаете, важен общеполитический фон, на основе которого часто происходят совершенно неожиданные вещи. В программе есть риски с обеих сторон, которые, в конечном итоге, надеюсь, будут преодолены», — сказал генеральный директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов.

США как посредник между Россией и Украиной

Интегратором и регулятором всех работ по подготовке к запуску выступила американская компания Orbital ATK. Помимо российского предприятия, в разработке двигателя приняли участие украинские специалисты, а именно конструкторского бюро «Южное» имени М.К. Янгеля и предприятия «Южмаш» Днепра (бывшего Днепропетровска).

Украинские изготовители отвечают за емкости для топлива, баки высокого давления, клапаны, датчики, системы подачи топлива и питания, а российские — за поставку РД-180 и их адаптацию к носителю.

Как мы видим, участие в совместном проекте состоялось, несмотря на запрет на любое военно-техническое сотрудничество с Россией, введенный президентом Украины Петром Порошенко в 2014 году. По оценке государственного космического агентства Украины разрыв связей с Москвой обернулся для Киева многомиллионными потерями.

© Korrespondent.net

«Одно время была такая практика, когда украинские специалисты приезжали в «командировку» в Россию и работали в российских конструкторских бюро, а некоторые до сих продолжают трудиться на них. Технические стороны вопроса находятся вне политики. Запрет, конечно, влияет на сотрудничество, но не в такой степени, как хотелось бы некоторым политикам», — сказал в интервью изданию Ukraina.ru заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор Владимир Попов.

По оценке эксперта, двустороннее сотрудничество России и Украины может восстановиться, по самым оптимистичным прогнозам, через пять лет. К тому же Москва и Киев имеют перспективные разработки. Одна из них тяжелый транспортный самолет Ан-70, предназначенный для взлета и посадки на укороченной полосе. Реализацию проекта пришлось приостановить после запрета на сотрудничество украинского авиапрома с российскими партнерами. Но и конкуренты не дремлют: в настоящее время работа над аналогом этой модели идет в Европе.

А пока украинские предприятия переживают не лучшие времена. В августе 2015 года помощник гендиректора Южмаша Владимир Ткаченко признал, что разрыв международных связей не позволяет предприятию участвовать в крупных проектах и подталкивает лучших специалистов к увольнению. За 1,5 года — с начала 2014 года по август 2015 года — выручка предприятия упала на 80%. Тогда управляющие компании за долги отключили три из четырех линий энергоснабжения, последняя продолжила работу только потому, что к ней запитаны другие потребители. Более того, на предприятии не было даже технической воды, элементарно сотрудники не могли пользоваться санузлами.

У США нет альтернативы сотрудничеству с Россией

В середине июля в NASA сообщали, что США не планируют продлевать контракт с Роскосмосом на доставку американских астронавтов к МКС после 2019 года. Но и это решение под вопросом.

Издание The Washington Post сообщило о проблемах в разработке программы пилотируемых запусков. Таким образом, Вашингтону придется приобрести у России дополнительные места для обеспечения постоянного присутствия США на МКС. Причем это достаточно дорогое удовольствие: если во время действия космических шаттлов в США отправка одного космонавта при помощи российской ракеты «Союз» обходилась в $26,4 млн, то в 2012 году — $51 млн.

Кстати на 19 октября на космодроме Байконур запланирован запуск корабля «Союз», на котором на МКС полетят российские космонавты Сергей Рыжиков и Андрей Борисенко и американский астронавт Роберт Шейн Кимброу.

Пока Россия продолжает укреплять свои позиции в освоении космического пространства, Украина рискует лишиться права поставлять свое оборудование на МКС. 20 сентября руководитель направления радиотехнических систем взаимных измерений для поиска, сближения и стыковки космических аппаратов НИИ точных приборов Сергей Медведев предупредил, что в 2018 году новая российская система стыковки и сближения «Курс-МКП» может заменить на МКС аналоговую систему «Курс-П» украинского производства.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала