11 октября в Киеве открылась выставка «Оружие и безопасность 2016», призванная продемонстрировать новейшие достижения украинского оборонпрома. Таковых, однако, оказалось не сильно много и при ближайшем рассмотрении военные новинки оказываются не такими уж и современными.
Wunderwaffe по-украински
Одна из новинок выставки — бронетранспортер «Атаман 6х6», разработанный украинским НПО «Практика».
«Главной изюминкой машины… должно стать оптимальное соединение защищенности, огневой мощи и мобильности. Машина разрабатывалась на основании совместного решения между НПО «Практика и руководством ВСУ с целью создания платформы/бронетранспортера 6х6 в основном в интересах морской пехоты или подразделений, которым нужна боевая техника, которая может преодолевать водные преграды», — говорится в сообщении «Оружия Украины».
Комментаторы блога российского Центра анализа стратегий и технологи, где также разместили новость об «Атамане», тщательно изучили новинку и высказали ряд замечаний. У них вызвало недоумение наличие на борту у плавающей машины решетки радиатора, наличие гаубицы 2А31, которая производится с 1969 года, компоновка автомобиля, отсутствие упоров для стрельбы со 122-мм гаубицы.
В целом, вердикт любителей оружия однозначен: данное средство возникло из-за нежелания инженеров ознакомиться с наработками предшественников. Передвигаться оно, может, и будет. Со стрельбой дело сложнее. Скорее всего, «Атаман» сможет производить выстрел по курсу движения. И то, перед этим желательно стать на упоры.
Еще одна новинка на выставке, разработка инженерной группы полка «Азов» — боевая колесная машина (БКМ).
«На БКМ впервые в стране воплощено новое для нашей военной техники решение: вместо классической механической трансмиссии выбор сделан в пользу гидростатического привода. Базовый двигатель — General Motors (215 л.с.). Два гидромотора на мостах управляются регулированным насосным узлом. Для преодоления водных препятствий на БКМ установлены два водомета оригинальной конструкции», — отмечают в «Оружии Украины».
Однако в том же тексте вскользь упоминают: «новейшая разработка» — это глубокая модернизация БРДМ-2 — машины, которая производилась в СССР с 1963 по 1989 год.
Похожая ситуация и с другими «новинками». Значительная часть из них — осовремененные советские изделия. Такие, как например БТР-60, созданный в 1956-1959 годах. Украинцы придали ему «арматоподобный» вид и нарекли «Атаманом 8х8». Или модернизация БМП-1 — боевой машины пехоты, которую прекратили выпускать в СССР в 1988 году.
Примечательно, что сами украинские солдаты давно с подозрением относятся к «чудо-оружию» от отечественных инженеров. Летом одно из инновационных орудий уже привело к гибели артиллериста и ранению еще нескольких.
«Сегодня у минометчиков 72ой бригады праздник — тестировали мощнейшую украинскую разработку — 120мм миномет Молот. Напомню, что каждый миномет обошелся ВСУ в фееричные — 480.000 гривен. От такого девайса за такую цену ожидаешь многого, поэтому мы подготовились основательно, тем более зная, что недавно от взрыва Молота на Ширлане (полигон «Широкий Лан» — ред.) погиб командир миномета и 9 человек было ранено. Вырыли пару окопов, стреляли со шнурка и прятались от минометов где только возможно», — рассказал артиллерист и популярный ди-джей Анатолий Тапольский о начале испытаний оружия.
В итоге, жертв не было, но и тестирование миномет не прошел.
«Сам миномет — очень плохая копия советского миномета 2С12 Сани. Еще новые минометы уже довольно облезлые, краска стирается на раз. В тест драйве участвовало 12 Молотов. 2 из них испытание не прошли — один развалился еще на подъезде на огневую (позицию — ред.), второй во время первого выстрела. Также банально отвалился механизм горизонтирования.., крепление ствола просто отвалилось. После пятого выстрела механизм одного из миномета начал клинить», — рассказал Тапольский.
Артиллеристы были обескуражены высокой ценой непригодного к стрельбе устройства. Более того, выяснилось, что оптика на новый миномет — 1946 года выпуска.
«Эти минометы по полмиллиона гривен. Они рассыпаются при использовании и чуть не убили наших военных! Роман Синицын (волонтер — ред.) уже поднимал эту тему. А Пашинский (народный депутат Сергей Пашинский, его сын Антон Пашинский — топ-менеджер в «Укроборонпроме» — ред.) потирает руки, зарабатывая на смертях», — отмечал один из украинских медиаэкспертов Александр Барабошко.
Позже украинское «чудо-оружие» добыли бойцы ЛНР. Один из них — командир инженерного подразделения с позывным «Колдун» и рассказал, что не так с разработкой украинских «кулибиных».
«Стволы к этим минометам еще советского производства, не украинского. Они украинцам достались из прибалтийских республик. А сошки почему ломаются? Дело в том, что изготовление оружия — это не конфеты формовать… Здесь нужно знать технологию металла, применяемые марки стали, устройство оружия, сопромат, здесь нужно быть инженером, а не фабрики кондитерские открывать», — рассказал инженер из ЛНР.
В общем «чудо-миномет» на поверку оказался модернизированным, притом — неумело и с опасностью для украинских военнослужащих, советским изделием, одна единица которого обходится украинской казне в круглую сумму.
Война для коррупции
6 октября стало известно об отставке с поста главы наблюдательного совета «Укроборонпрома» нардепа Сергея Пашинского. Об этом сообщил сам Пашинский, продемонстрировав заявление на имя президента Украины.
«Чтобы избежать обвинения в конфликте интересов и иметь возможность эффективно проводить реформу военно-промышленного комплекса Украины, прошу Вас (Порошенко — ред.) уволить меня с поста главы наблюдательного совета ГК «Укроборонпром»», — написал Пашинский в заявлении.
Имя Пашинского стало нарицательным для обозначения коррупции в украинском оборонпроме. Так, в 2015 году 24-летний сын Пашинского Антон возглавил второй департамент государственного хозрасчетного внешнеторгового предприятия «Спецтехноэкспорт» государственного концерна «Укроборонпром», главой наблюдательного совета которого и был его отец. Когда поднялся скандал, Пашинский-младший объяснил, что он — не топ-менеджер, его отдел маленький, никаких многомиллионных контрактов, о которых писала пресса Украины, нет, а сам он пошел в госструктуры из-за любви к Украине.
Этот скандал, равно как и смертельное ЧП с «Молотом», который, как и другой «новый» миномет — «Вербу», нахваливал Пашинский, а также необоснованная высокая цена бракованного изделия, в очередной раз продемонстрировали всю сложность обстановки в «Укроборонпроме».
Но даже отставка Пашинского не порадовала тех, кто так или иначе связан с армией.
«Сам не радуюсь, и вам не рекомендую. Уверен, что дело совсем не в том, что у этого гения вдруг включилась совесть, а в чем-то очень другом, и лучше нам от этого другого не станет», — прокомментировал уход Пашинского помощник советника президента Украины Юрия Бирюкова волонтер Александр Нойнец.
Однако дело не только в Пашинском. На местах коррупция не меньше. Так, ранее оказалось, что один из инновационных «городских танков» «Азова» оборудован видеокамерой от домофона. В свою очередь львовяне узнали, что деньги, которые они перечисляли на «чудо-танк» от местного разработчика, оказались использованы не по назначению. Украина так и не получила «беспилотный танк», призванный заменить саперов на поле боя.
Но не только коррупция является причиной, по которой новая военная техника Украины пока не вызывает восторгов.
Руки не из плеч
Комментируя другой скандал — с ненадлежащим качеством новейших украинских бронемашин «Дозор-Б» — советник президента и волонтер Юрий Бирюков откровенно признавался: Украине не хватает квалифицированных рабочих рук.
«Да! В стране айтишников и юристов — найти сварщиков — проблема. Да! У нас хорошо работают мозги, но руки часто растут из тазобедренных суставов! Да! Коррупция, квартиры, диджеи и Бентли», — рассказывал Бирюков.
Однако при этом он попытался объяснить проблемы с новейшей украинской техникой «рукой Москвы» и информационной войной.
«Меня очень сильно беспокоит один такой вопрос… Как в случае с минометами, так и в случае с Дозорами — армия (Министерство обороны) четко знает, что изделия еще не идеальны и требуют доработок. И эти доработки ведутся. В чем цель этих постов про наше "херовое" оружие?» — спрашивал Бирюков.
На деле же, по иронии судьбы, недостаток мастеров Украины объясняется как раз политикой властей. Во-первых, именно специалистов рабочих специальностей, благодаря тому, что на заводах присутствуют военные отделы, легче всего было мобилизовать. Во-вторых, молодая смена, хотя бы специалистов среднего уровня, подрасти не смогла: власти отдали финансирование ПТУ «на места». Пустые местные бюджеты не смогли поддержать существование профтехучилищ и те ожидаемо закрылись.
Кроме того, Донбасс, часть Украины, имевшая наиболее развитое промышленное производство, превратился в поле боя. И часть специалистов стала обслуживать военную технику, использующуюся ВС ЛНР и ДНР. Более того, Украина потеряла и заводы, необходимые для производства военной техники.
«По броне "Дозора-Б": Раньше использовали материалы из Алчевска, но после событий на Востоке был выбран поставщик из европейских, это была польская броня. Выбиралась она исходя из европейских стандартов качества стали. Исходя из этого, были проведены некоторые исследования, конструкторские изменения, некоторые испытания, и была закуплена эта броня в Польше, на что у нас есть таможенные декларации, заводские машины пересекали границу, загружались и ехали загруженные сталью уже в Украину», — пояснял заместитель генерального директора государственного концерна «Укроборонпром» Владимир Коробов на встрече с Комитетом по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады Украины.
В условиях всепроникающей коррупции, нехватки квалифицированных кадров, недофинансирования и выпадения из производственной цепочки важных предприятий, говорить о качественно новых образцах украинской военной техники не приходится. Что, собственно, и демонстрирует открывшаяся в Киеве выставка.