6 октября Верховная Рада во втором чтении рассмотрит законопроект о внесении поправок в Закон «О государственной службе». Он предполагает, что кандидатов на пост председателей местных государственных администраций будет выдвигать специально учрежденная комиссия при Администрации президента Украины, а не Кабинет министров, как сейчас.
Комиссия решает всё
Суть реформы заключается в изменении порядка выдвижения кандидатур на должности председателей местных государственных администраций. Если сейчас Кабинет министров предлагает кандидатуры главе государства, а он принимает решение об их назначении, то авторы законопроекта предлагают добавить в эту цепочку дополнительное звено — комиссию при Администрации президента Украины, половину членов которой должен определить Петр Порошенко, а остальных — правительство.
В новой модели механизм будет выглядеть так: комиссия выбирает кандидата на должность главы органа местного самоуправления и передает свое предложение Кабинету министров, а тот вносит представление о назначении этой кандидатуры обратно главе государства. На практике это означает, что правительству теперь остается только говорить «да» или «нет» кандидатам, которых выберет комиссия.
Очевидно, что орган, который предлагается создать, будет полностью контролироваться президентом: он включит в комиссию своих приближенных, которые будут действовать по его прямому указанию, остальные члены комиссии также будут лояльны Петру Порошенко, поскольку их должен предлагать Кабинет министров во главе с партии БПП Владимиром Гройсманом. В таком случае вполне оправданно возникает вопрос, зачем вообще создавать комиссию при Администрации президента, если он и при действующем механизме может добиться назначения в регионы тех людей, которые будут беспрекословно реализовывать его курс на местах?
В интервью изданию Ukraina.ru украинский политический эксперт Игорь Лавриненко объяснил, что таким образом действующее руководство страны хочет получить своеобразную страховку, которая гарантирует контроль над регионами даже в том случае, если в правительство придут люди, не отличающиеся лояльностью президенту. Как показывает практика последних лет, министерская чехарда для Украины стала привычным явлением.
«Порошенко хочет снизить риски и упростить процедуру. Возможен и такой вариант, что политики согласовали между собой кандидатуру человека, а он будет делать ненужные публичные заявления. Согласно действующей процедуре, конкурс на замещение вакантных должностей председателей местных госадминистраций транслируется по интернету, соответственно, потенциального руководителя нужно выпускать на публику. В отличие от нее, новый формат предусматривает закрытые консультации», — добавил эксперт.
Как испортить хороший закон
Законопроект о внесении поправок в закон «О государственной службе» вызвал бурную дискуссию среди украинской общественности. Заместитель председателя Верховной Рады Оксана Сыроид назвала предложенную реформу попыткой узурпации власти президентом.
Главное научно-экспертное управление Верховной Рады, которое проводило экспертизу текста законопроекта на соответствие нормам Конституции Украины, пришло к выводу, что предлагаемая реформа нарушает принцип, закрепленный в статье 118, о назначении руководителей органов местного самоуправления президентом по представлению Кабинета министров. А именно, правительство лишится права самостоятельно определять кандидатуры для внесения на рассмотрение главе государства.
В интервью изданию Ukraina.ru директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник заявил, что исключение из этой процедуры правительства означает исключение и парламента, потому что раньше Верховная Рада участвовала в этом процессе через коалиционный Кабинет министров. Нынешний состав Кабинета министров сложно назвать таковым, потому что это фактически команда Петра Порошенко.
«Эта реформа серьезным образом нарушает конституционно-правовое поле Украины как парламентско-президентской республики, у которой есть законодательная и исполнительная власть, а президент находится над этими ветвями. Я считаю, расширение его полномочий не вписывается в конституционную модель треугольника глава государства — правительство — парламент», — сказал политолог.
Игорь Лавриненко подчеркнул, что успех реформы зависит от тех политиков, которые будут реализовывать поправки в случае принятия. Закон полноценно заработает, если органы власти, захотят этого, а если буду сопротивляться, то через полгода-года все придут к выводу, что реформа неудачна.
«Новая иномарка может быть очень хорошей, но если за руль сядет неадекватный человек, то она проедет 100 метров врежется в столб. Это не означает, что машина плохая — все дело в водителе», — провел аналогию эксперт.
Евросоюз против
Нарушения в реформе системы государственной службы в том виде, в котором ее предлагают провести на Украине, увидела и Европейская комиссия за демократию через право, известная как Венецианская комиссия. Этот консультативный орган Совета Европы по конституционным вопросам подчеркнул, что отбором кандидатур в госадминистрации должен заниматься Кабинет министров, а не президент.
«Именно правительство должно иметь право на эти предложения. Таким образом, решение, вынесенный на рассмотрение парламента законопроект противоречит позиции Венецианской комиссии», — заявил секретарь ведомства Томас Маркерт.
Стоит отметить, что именно тот закон о государственной службе, который сейчас действует на Украине и в который предлагают внести изменения, был принят Верховной Радой 10 декабря 2015 года по настоянию Европейского союза. Западные политики выдвинули такое условие для предоставления материальной помощи стране. Именно ЕС закрепил на Украине принцип выдвижения кандидата для работы на местах парламентом, которому подчиняются органы местного самоуправления, и дальнейшее утверждение президентом. Инициатива учреждения специальной комиссии — это творчество исключительно самой Администрации президента Украины, при которой и должно работать это дополнительное звено.
Таким образом, реформа системы государственной службы, целью которой заявлено укрепление демократии и исключение политизированности чиновников в регионах, на самом деле ни что иное, как попытка Петра Порошенко еще больше сконцентрировать власть в своих руках и обеспечить себе гарантию работать с командой на 100% лояльной ему. Выстраивая свою вертикаль власти, он даже готов идти наперекор Европейскому союзу, от материальной помощи которого в значительной степени зависит положение страны.