Уже завтра депутатам Верховной Рады будет предложено проголосовать за проект постановления об обращении к Кабинету Министров Украины о прекращении действия Соглашения между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о безвизовых поездках граждан Украины и Российской Федерации.
С инициативой ввести визовый режим с Россией выступил председатель Верховной Рады Андрей Парубий. Депутатам в экстренном порядке придется ответить на вопрос: являются ли они патриотами украинского государства? Возможно, именно над этим сейчас размышляет, в том числе, и президент Украины Петр Порошенко.
Повод нашелся
Арест украинского гражданина Романа Сущенко ФСБ РФ послужил триггером к тому, чтобы вынуть из ящика давно завалявшийся законопроект о введении визового режима и назвать его предметом острой необходимости.
«Немедленное введение визового режима с РФ — это вопрос национальной безопасности. Это уже не просто определенный предохранитель, это острая, вызванная временем необходимость», — заявил советник главы МВД Украины Зорян Шкиряк.
Верно одно – «вызванная временем». Идея введения визового режима возникла не сейчас, Парубий заявлял об этом еще два года назад. Однако все понимали, что от отмены виз пострадают больше всего Украина и украинцы. Понимают и сейчас, но могут испугаться. Ведь безвизовый режим вводить чревато и политически, и экономически. Украину могут обвинить в срыве мирного процесса и минских договоренностей, а денежный приток из России значительно сократится. За последний год около 460 млн долларов было переправлено на Украину украинцами, которые приехали на заработки в Россию. Но реагировать надо, иначе – не патриот.
Украинские эксперты сошлись во мнении: никто из депутатов не хочет стать объектом для атаки радикалов. Поэтому пункт «воздержался» окажется самым популярным для тех, кто ни за, ни против, или против, но должного мужества не имеет или как говорят в народе — кишка тонка.
«В парламенте создана такая атмосфера: для того, чтобы проголосовать против, надо обладать мужеством. Потому что существует компания агрессивных ребят, способных драться. Вполне может набраться 226 голосов. Решение о введении виз принимает правительство. И я не думаю, что они возьмут на себя такую ответственность», — пояснил политолог Михаил Погребинский.
Вынесение этого вопроса на уровень парламент — это, вероятно, попытка превратить персональную ответственность за введение визового режима Гройсмана и Порошенко в коллективную ответственность проголосовавших за него депутатов.
Он подчеркнул, что антироссийская атмосфера подогревается постоянно, в том числе со стороны первых лиц государства, поэтому противостоять этому сложно. Тема визового режима всплыла и в связи с провалом отвода войск в Донбассе, и в связи с отказом США сотрудничать с Россией в Сирии.
«Обострение российско-американских отношений подталкивает радикалов к жесткой антироссийской линии. Но они люди недалекие, крайним в этом обострении может оказаться Украина. Никто защищать от этих радикалов из НАТО не приедет. Любые агрессивные действия получат гораздо более жесткий ответ, чем в случае нормального диалога между Россией и Западом. Если диалога нет, то это опасно», — отметил Погребиинский.
Сейчас единства в парламенте по данному вопросу нет. В президентском блоке еще не определились. Депутат от БПП Алексей Гончаренко назвал введение визового режима преждевременным, но что-нибудь другое в качестве отпора России поискать все-таки призвал. В МИД Украины также не поддержали идею введения виз, что вызвало негодование у депутатов «Батькивщины». Нардеп Иван Крулько провел параллели с голосованием по судебной реформе.
«Насколько искусственно вопрос безвизового режима поднят в этом зале? Я в руках держу вывод комитета по вопросам иностранных дел, в котором говорится, что Министерство иностранных дел не поддерживает предлагаемый проект постановления об отмене безвизового режима с Россией. То в чем же заключается игра? Будет снова, как с судьями на прошлой неделе, когда провластные фракции будут снова вытягивать карточки (для голосования — ред.) и проваливать это решение?»- заявил Крулько.
Шансы 50 на 50
Шансы введения визового режима с Россией оцениваются экспертами как 50 на 50.
«Давайте рассчитаем. Если президент даст команду не голосовать, БПП не проголосует, это серьезная сила – 143 депутата. 43 депутата у «Оппозиционного блока», не будут голосовать « за» «Возрождение» и «Воля народа», под вопросом Ляшко. Количество голосов впритык. «Народный фронт», «Блок Юлии Тимошенко», Самопомощь проголосуют за, то есть получится — 50 на 50», — считает Константин Бондаренко.
По его словам, решение о введении визового режима послужит лакмусовой бумагой того, насколько парламент конструктивен.
«Решение протолкнуть визовый режим через парламент является эмоциональным, необдуманным, популистским. Никакого позитива Украине не принесет. Может вызвать неприятие украинских граждан, живущих на Востоке, на Западе Украины, многие западные украинцы продолжают работать в России и пересылать деньги своим семьям».
Эксперты также оценили возможность использования права вето президентом Украины. По мнению Бондаренко такой вариант вполне вероятен.
«Решение может быть ветировано президентом ввиду того, что пропрезидентски настроенные блогеры —«порохоботы» дружно начали обсуждать инициативу и критиковать».
Однако, наложение вето на закон, поддерживаемый радикалами, может представлять для президента серьезную опасность, — уверен политолог Руслан Бортник.
«Порошенко может наложить вето, но тогда он будет не-патриотом, станет объектом для атаки правых радикалов. Что касается отсутствия единства в БПП – его нет, МИД Украины против, потому что Украина сразу окажется виноватой в срыве минских договоренностей, в срыве нормандской работы. Партия мира рискует оказаться пятой колонной и объектом для атаки правых радикалов. На украинцах это решение отразиться. Уменьшится приток валюты, который сейчас составляет 1,2 миллиарда долларов. Это все один из элементов усиления экономического кризиса на Украине», — подытожил эксперт.
Таким образом, сегодня депутаты должны определиться, что для них важнее, экономика страны и собственные граждане или «псеводпатриотизм».