Не ревет, но стонет: Как умирает река Днепр - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Не ревет, но стонет: Как умирает река Днепр

Читать в
Деиндустриализация, примитивные способы хозяйствования и реформа контролирующих органов превращают великую реку в сточные воды

30 сентября обеспокоенная Ассоциация рыболовов Украины созвала пресс-конференцию, на которую пригласила представителей Минприроды, Госэкоинспекции, коммунального предприятия «Плесо», депутатов Киевсовета, экспертов Национальной экологической Рады Украины, и других организаций. Причина — состояние дел с одним из символов Украины — Днепром.

«Вода в каскаде Днепровских водохранилищ напоминает коктейль из всей таблицы Менделеева. Берега хаотично застраиваются, уничтожая природные нерестилища, пойменные луга, протоки, острова… Днепр лишают возможности самоочистить свои воды», — заявили в Ассоциации рыболовов.

Причина того, что вода в Днепре уже далека от той чистоты, которой восхищались художники поэты, а сила течения реки падает — варварская добыча песка.

«Величайшая, древнейшая река Европы катастрофически мелеет. В столичной акватории появилось 56 мелей, которые в скором времени могут стать островами. Потребительское отношение к реке привело к тому, что земснаряды работают не на благо реки и общества, убирая наносы и расчищая судоходный ход (фарватер), а исходя из корыстных целей, добывая песок на продажу. В результате между мостом Метро и мостом Патона на середине реки, стало настолько мелко, что уже из воды выглядывают новые «острова»», — утверждают украинские рыболовы.

Как это ни парадоксально, но деиндустриализация Украины и переход к примитивным формам хозяйствования — простой добыче природных ресурсов, способствует обмелению Днепра.

Цена трагедии

Сейчас снять на Украине земснаряд для работы стоит от 50 грн (125 руб.) за кубометр песка. Даже в столице Украины можно найти компании, которые обладают богатым парком техники: начиная с миниземснаряда, заканчивая плавающим экскаватором-амфибией.

Летом украинские журналисты выпустили сенсационное расследование. Согласно ему, ежегодно в Киевской области нелегально добывается около 7 млн. тонн песка. Часть его добывают из водоемов — в том числе из Днепра.

Нелегальный доход от добычи песка только в Киевской области составляет больше 65 млн грн. в год.

Как утверждали журналисты, в преступных схемах по добыче ресурсов задействованы даже стражи правопорядка.

«И скажем, когда мы в первый раз побывали у карьера на Баште, возле Конча-Заспы (элитный поселок на Днепре, где находятся особняки многих народных депутатов — ред.), и заблокировали машину, которая везла песок, — первый, кто туда приехал, был замначальник Голосеевского РУВД, к тому времени уже уволенный. Он, якобы, пытался разобраться, что тут происходит? Но подумайте, где Конча-Заспа, а где Голосеевское РУВД?», — рассказывала журналистам активистка «Автомайдана» Екатерина Бутко.

Кроме того, факт наличия прикрытия со стороны силовиков журналистам подтвердил и источник в органах.

«Настоящий расцвет по незаконной разработке недр начался с подъема строительного бизнеса — с конца 90-х. И в настоящее время, это тема "прокурорских", с небольшими вкраплениями криминальных элементов, имеющих крышу во власти… Cхема (добычи песка — ред.) — это намыв речного песка «дноуглубителями». Вроде как делается благое дело, углубляется река. Вот только песок от намыва куда-то «исчезает». В этом случае доля прокурорских тоже одна треть от добытого», — рассказывал журналистам источник.

И по сей день тот, кто прибывает в Киев по железной дороге, может видеть земснаряды, работающие около железнодорожного моста. Дело происходит в центре столицы, с видом на Киево-Печерскую Лавру.

При этом, проблема никого, кроме рыбаков, особо не волнует. Крупнотоннажные судна уже давно забыли путь Киев.

Сразу после развала СССР Украина обладала одним из мощнейших речных флотов среди всех республик. Согласно данным Госстата в 1991 году речным транспортом перевезли около 60,17 млн тонн грузов и 18,29 млн пассажиров. Спустя 14 лет — в 2015 году эти показатели составили 3,16 млн тонн и 551 тыс. пассажиров.

Тут даже украинские аграрии не в помощь. В заявлении крупнейшего аграрного холдинга «Нибулон» о росте речных грузоперевозок речь идет в первую очередь о юге и центре Украины. Так, компания провела дноуглубительные работы на Южном Буге и строит новый перегрузочный терминал на берегу Днепра в селе Витово Черкасской области. При этом, зерно оттуда пойдет на юг, для того, чтобы потом отправится к покупателям по морю.

«Проект предусматривает строительство 24 барж смешанного (река-море) плавания общим дэдвейтом 108 тыс. т (первое судно уже спущено на воду), а также строительство и покупку 14 морских и речных буксиров», — указывает пресс-служба компании.

Назначение барж — красноречивое свидетельство того, что черкасское зерно пойдет по Днепру на юг.

Примечательно, что когда было развито судоходство в северной части украинского Днепра, в тот же Киев везли разные товары, и среди основных — гравий и песок. Теперь последний нелегально добывают в области, а значит, потребность в больших речных поставках отпала. Оттого и мелеет, заиливается Днепр.

Химия — не жизнь

Днепр — кроме широкой водной глади, вдохновлявшей поэта Тараса Шевченко и художника-передвижника Николая Ге, а также других художников, писателей и артистов, на произведения, состоит и из сотен вливающихся в него речек.

И здесь тоже есть проблемы. После разгона СЭС, начатого при президенте Викторе Януковиче и успешно продолженном при «варягах» возглавлявших Минздрав после Майдана, следить за выполнением санитарно-эпидемологических норм предприятиями стало буквально некому.

В августе в Киев столичные жители завалили жалобами столичный «Контактный центр» из-за грязной воды в городских водоемах. В одном из обращений к Киевской городской государственной администрации говорилось о «странном розовом цвете» воды и запахе гниения в реке Конык, которая прилегает к природоохранной зоне «Жуков остров».

«В указанном месте увидели полузатопленный портал коллектора прямоугольной формы, из которого выплывала субстанция белого цвета с резким запахом дрожжей. Южнее коллектора вода сменила цвет с розового на сине-зеленый, запах гниения остался. Предполагаем, что в озеро через ливневой коллектор сбрасываются промышленные стоки», — говорилось в обращении.

Начальник Государственной экологической инспекции в Киеве Виктор Павленко рассказал украинским журналистам, что специалисты не нашли выбросов загрязняющих веществ в реку. Но обнаружили высокое содержание марганца в воде. По его словам, это может быть следствием размещения стихийных свалок на берег Коныка или самовольных врезок в дождевые канализации.

Ранее похожая проблема возникла с другой столичной рекой — легендарной Лыбидь, о которой говорится еще в древнерусских летописях. В июле же в Киевской области ядовито-красным стал правый приток Днепра — река Стугна.

«Причина загрязнения, скорее всего, — закрытое на данный момент предприятие, откуда местные жители заметили выток неизвестной жидкости. Этим вопросом сейчас занимается полиция, выясняя, что именно попало в реку. Мы же предупредили граждан о временном запрете на купание в реке, раздали людям листовки», — рассказывали в отделе по вопросам чрезвычайных ситуаций мэрии Василькова, где и случилось ЧП.

В свою очередь в КП «Плесо», которое занимается водоемами в Киеве, рассказывали, что в местной прокуратуре ведут несколько уголовных производств по загрязнению рек предприятиями. Однако, согласно украинскому законодательству, нарушителям грозит штраф в размере до 136 грн. или 335 руб., что не отпугивает нарушителей. Штраф гораздо меньше, чем оформление всех разрешений, строительство очистных сооружений и тому подобное.

С одной стороны — намыв песка и, как следствие уменьшение скорости течения Днепра, а с другой — безнаказанность для тех, кто отравляет реку и минимальные штрафы приводят к тому, что главная водная артерия Украины скоро может стать «мертвыми водами» страны. Такова цена, которую Украина заплатит за падение экономики, непродуманную реформу надзорных органов и деиндустриализацию, вызванную не переходом к «экономике знаний», а деградацией производства.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала