Эксклюзив

«Прожекты и фейки» украинской оборонной промышленности

Василий Темный
Обозреватель Ukraina.ru

Продукция украинского оборонно-промышленного комплекса по большей части неконкурентноспособна. Устаревшие проекты выдаются за новые разработки и на них выделяются огромные средства. Об этом пишет в своей статье в украинском издании «Зеркало недели» директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак

Беспомощность системы

Украинский ОПК не способен обеспечить львиную долю наиболее важных потребностей вооруженных сил страны. До 70% вооружений и военной техники (ВВТ) Киеву приходится закупать за границей.

«Украина никогда не производила и не производит боевые самолеты, комплексы противовоздушной обороны, корабельное вооружение, ударные и оперативно-стратегические и оперативно-тактические беспилотные авиационные комплексы (БАК), боевые вертолеты, значительную часть авиационного управляемого вооружения, подавляющее большинство боеприпасов, стрелковое оружие и еще много чего», — отмечает Бадрак.

Он считает, что производство большей части такой техники невозможно на Украине в принципе. В качестве доказательства этого тезиса он приводит заявление генерального конструктора ГП «Антонов» Дмитрия Кивы, прокомментировавшего идею создания на Украине своего боевого самолета.

«Если мы хотим потратить миллиарды и десять лет работы на создание худшей копии российского аналога, это, в принципе, достижимо. Но зачем?», — приводит Бадрак высказывание Кивы. Он добавляет, что на этот бесперспективный проект уже выделены серьезные средства.

Коррупция и попрошайничество

Украинские чиновники вместо развития ОПК в основном ездят по миру с просьбами о военно-технической помощи, отмечает журналист. Основная причина такого состояния дел — тотальная коррупция и лоббирование интересов приближенных к президенту Петру Порошенко бизнесменов.

По данным Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), 95% военной номенклатуры закупается в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ) без конкурентных процедур. Это, по мнению автора, отталкивает западные корпорации от инвестиций в украинский ОПК.

Однако Бадрак в этой же статье приводит пример, косвенно указывающий на коррупционные нарушения западных оружейных компаний на Украине.

«Для закупки иностранных ВВТ в МОУ достаточно представить официальный "инвойс", и "ведомству все равно, какая стоимость, если есть решение закупать ВВТ". Если же речь идет о закупках отечественных ВВТ, тотчас начинается череда нескончаемых проверок, сопровождения, приемок», — пишет Бадрак.

Денег, выделяемых на оборонку немало, но далеко не все они идут по назначению. Глава минобороны страны Степан Полторак уже заявил о возможном недофинансировании потребностей обороны в объеме 6,5 млрд грн.

«В кулуарах военного ведомства говорят, что в текущем году из ГОЗ на содержание личного состава ВСУ было переброшено около 500 млн грн», — отмечает Бадрак.

«Прожекты и фейки»

Как подчеркивает Бадрак, большая часть представляемых прессе «перспективных военных разработок» — «прожекты и фейки». Помимо уже упомянутого проекта создания для ВСУ боевого самолета, эксперта впечатлил вертолет Ми-24П1.

«Если бы менеджеры "Укроборонпрома" читали специальную литературу, то в книге Сергея Згурца "Оружие Украины", изданной в 2013 году (!), отыскали бы этот проект. А заодно и увидели бы, что это "малая" модернизация украинских Ми-24», — пишет Валентин Бадрак.

По его словам, таких «прожектов и фейков — десятки, а темы простираются от ПВО до модернизации». Тем временем на украинском авиагиганте «Антонов» сворачивается производство. В действительности на предприятии сейчас строится всего один самолет, но и он не будет сдан заказчику в срок.

Говоря о широко распиаренном в СМИ контракте о совместном с китайцами строительстве самого большого в мире транспортного самолета «Мрия», эксперт полагает, что компанию из КНР интересует лишь проектная документация к самолету — никакого совместного производства ожидать не следует.

Он также обращает внимание на то, что с предприятий оборонно-промышленного комплекса убирают компетентных управленцев. Их заменяют «представители автомобильной промышленности, коих за последний год на фирме появилось не менее сотни». Напомним, единственные успешно работающие на Украине автопредприятия принадлежат президенту Украины и выпускают маршрутные микроавтобусы под маркой «Богдан».

Среди успехов украинского оборонпрома Бадрак отмечает несколько проектов в ракетной сфере. Однако их судьба также остается неопределенной из-за недостатка финансирования и того, что средства оборонного бюджета расходуются на «фейки и прожекты». В целом, как отмечает автор, политические и бизнес-интересы представляют для представителей нынешней власти гораздо большую ценность, чем жизни украинских солдат.

Материалы по теме
НовостиНовая взлетно-посадочная полоса международного аэропорта Донецк, реконструируемого к чемпионату Европы по футболу ЕВРО-2012«Мрия» впервые приземлилась в АвстралииСамый большой самолет в мире Ан-225 приземлился в австралийском городе Перт. За посадкой наблюдали десятки тысяч человек
ЭксклюзивПодписание договора о дружбе и сотрудничестве между Украиной и КНРКоррупция взаймы: Как и чем Украина расплачивается по китайским кредитамКитай решительно потребовал возврата выделенных Украине еще при Януковиче кредитов. Поскольку страна в кризисе и денег нет, Киев предпочитает рассчитываться сырьем и технологиям, оставшимися со временем ненавистного ему СССР
НовостиОбращение президента Украины Петра ПорошенкоУкраина готовит новые санкции против российских чиновников и ОПКПрезидент Украины Петр Порошенко во время заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) заявил о расширении антироссийского санкционного списка
НовостиЗакрытие Армейских международных игр-2016Экс-глава Генштаба ВСУ: Украинская армия бессильна против армии РФБывший начальник Генерального штаба вооруженных сил Украины Анатолий Лопата полагает, что украинская армия не сможет противостоять РФ в случае военного конфликта
Мнения