От Буша к Чавесу
В августе 2005 года украинская делегация направлялась на Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который проходил в столице Венесуэлы Каракасе. После Оранжевой революции прошло всего полгода, однако новое правительство Украины во главе с Ющенко и Тимошенко успело на ровном месте рассориться с руководством целого ряда латиноамериканских стран — после того, как украинский президент, выступая в Вашингтоне, пообещал принести демократию на Кубу. Ближайший союзник Кастро Уго Чавес не оценил это предложение. Отношения между Украиной и Венесуэлой оказались фактически заморожены, а украинские журналисты карикатурно изображали президента Венесуэлы пророссийским коммунистическим тираном.
Однако, несмотря на это, одним из руководителей украинской делегации неожиданно оказался Владислав Каськив — один из главных героев Оранжевой революции, полевой командир первого киевского Майдана, руководитель Координационного центра гражданской кампании ПОРА, который получил из рук Ющенко почетный знак «Выдающемуся участнику оранжевой революции» и стал его личным советником. Более того, незадолго до этого Каськив присутствовал на саммите НАТО в Будапеште, где лично поприветствовал в выступлении президента США Джорджа Буша, передав ему благодарный привет от передовой украинской молодежи. Когда Каськива спросили, зачем он едет на мероприятие, организованное главным противником США, и уютно ли ему среди коммунистов и социалистов, которые составляли основную часть украинской делегации, он только махнул рукой, сжимая в ней стакан с ромом, который разливали на борту самолета.
«Я за все хорошее против всего плохого!», — сказал герой Майдана. По приезду, поселившись в каракасском «Хилтоне», он поучаствовал в антиамериканской демонстрации чавистов и тут же, сняв джипы, отправился с друзьями на карибские курорты острова Маргарита. А у его спутников создалось впечатление, что скандируя речевки сторонников Боливарианской революции он делал это так же искренне, как и во время Майдана, распевая куплеты группы «Гринджолы».
Сейчас, спустя одиннадцать лет, Каськив арестован в Панаме местными правоохранительными органами с санкции Интерпола, многие вспоминают причудливые кульбиты его политической биографии, представляя развенчанного героя майдана Иудой и предателем патриотических идеалов.
Однако, с нашей точки зрения, карьера Каськива как раз характерна своей типичностью — меняя свои взгляды и политические лагеря он, в сущности, поступал как любой среднестатический украинский политик. Но делал это цинично и открыто.
«Пора», брат «Пора»
Владислав Каськив, уроженец небольшого поселка не Тернопольщине, впервые занялся общественно-политической деятельностью на историческом факультете Черновицкого госуниверситета им. Федьковича, откуда его якобы отчислили по политическим мотивам. Однако, по данным недоброжелателей Каськива, причиной отчисления были банальные прогулы — потому что будущий украинский политик якобы торговал на Калиновском рынке привезенным из Румынии и Польши ширпотребом. Как бы там ни было, отчисление пошло Каськиву на пользу. Он перебрался в столицу и в 1997 году окончил исторический факультет Киевского педагогического университета им. Драгоманова. Здесь Владислав действительно занялся политикой — причем, сразу в международном масштабе. Чутко уловив тренды украинской политической жизни, он начал сотрудничество с международными грантовыми структурами, на основе которых формировалась несистемная молодежная оппозиция режиму президента Леонида Кучмы. Владислав Каськив и группа его единомышленников прошли целый ряд тренингов, на которых их обучали тактике и стратегии так называемого мирного протеста, согласно известной концепции американского политолога Джина Шарпа. Финансирование этих мероприятий осуществляли международные фонды, включая соросовский фонд «Відродження», а обучение проводили активисты сербского «Отпора» и грузинской «Кмары».
Результатом этих тренингов стало рождение организации «Пора», которой отводилась роль организатора уличных протестов в рамках антикучмовских акций. Однако, в «Поре» почти сразу произошел раскол на «черную» и «желтую» фракции. И если в первой группе преобладали идейные националистические элементы, то во второй собрались любители «желтого дьявола». Самого Каськива стали преследовать скандалы вокруг нецелевого использования выделенных на революционную борьбу средств.
Для начала, «черные» обвинили его в воровстве самого бренда «Пора», который был оперативно приватизирован зарегистрировавшим его Каськивым. А затем «желтых» обвинили в похищении и пытках собственных соратников, возбудив против лидера «Поры» уголовное дело. По версии следствия, Каськив и люди из его окружения обвинили членов организации в хищении собранных на первого Майдане пожертвований, после чего начали силой выбивать у них признание в этом преступлении. Хотя многие члены «Поры» небезосновательно полагали, что пропавшие средства присвоил сам Каськив.
«Цель «допроса» — любой ценой получить признание в похищении средств. У жертв отобрали вещи, потом били, унижали, раздевали, снова били, переодевали в женскую одежду и снова издевались. На следующий вечер в дом на улице Лютеранской, 20 зашли двое активистов ГК «Пора», которые разыскивали пропавших товарищей, и тоже попали «под горячую руку». «Следователи» тут же признали их также причастными к краже. «Задержанные» написали, что средства из ящиков на Майдане забирал лично Владислав Каськив, но после нескольких часов пыток и избиений все же «признали» «свою вину». Жертв бросили в автомобиль и отвезли на маталлобазу. Там, после очередных пыток, истязаемых заставили носить и складывать металл, чтобы «возместить ущерб» и «искупить вину» перед лидерами«Поры», — рассказывают журналисты, которые расследовали эти события по горячим следам.
Все эти обвинения тянули на несколько очень серьезных сроков — однако ореол героя революции и близкие отношения с президентом позволили Владиславу Каськиву уйти от наказания.
Правда, громкий скандал поставил крест на амбициях провалившейся на выборах «Поры». В результате, Каськив перешел работать советником к Юлии Тимошенко, одновременно налаживая связи с оппозиционной «Партией регионов», которая готовилась сместить во власти растерявших популярность «оранжевых».
Перебежать поближе к деньгам
«Вовремя предать — значит, предвидеть», — гласит известная поговорка. Как только Виктор Янукович заступил на президентскую вахту, целый ряд его бывших противников, которые митинговали на майдане под лозунгом «Зека гэть!», поспешили засвидетельствовать ему свою политическую лояльность. Новый режим нуждался в этих коллаборантах, рассчитывая легитимизировать через них свою власть, а Каськив имел репутацию нежадного человека, с которым можно было хорошо заработать на освоении бюджетных средств. 23 декабря 2010 года его назначили председателем Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины, открыв доступ к государственной кормушке. И бывший герой Оранжевой революции с размахом использовал возможности своей должности, что отразилось в целом ряде резонансных скандалов.
Так, Госагентство по инвестициям запланировало создание горнолыжного курорта на Боржавском хребте, что якобы должно было помочь Украине получить право на проведение зимней Олимпиады 2020 года. Инфраструктуру курорта должны были строить за государственный счет, а земля, в которую планировалось зарыть десятки миллионов гривен, по странному стечению обстоятельств, принадлежала двоюродному брату Владислава Каськива Александру Матковскому. Больше того — родной брат главы Госагентства Александр Каськив оказался основателем компании ООО «БоржаваСки», которая должна была обслуживать новый курорт. Средства осваивались вовсю, и когда наш герой бежал из страны,в помещениях, принадлежащих братьям Каськива изъяли из сейфа 1 млн гривен, которые, по всей видимости, были получены именно с этого проекта.
Но аппетит приходит во время еды. В ноябре 2012 года власти торжественно объявили, что Владислав Каськив подписал от имени Украины соглашение о сотрудничестве с испанской компанией Gas Natural SDG по строительству терминала по регазификации сжиженного природного газа. Однако, Джорди Сарда Бонвехи, который поставил на этом договоре подпись от имени Gas Natural, на самом деле оказался бывшим лыжным инструктором, у которого вообще не было полномочий на эту сделку. Хотя украинская сторона уже готовилась выделить на нее щедрые бюджетные средства.
Вскоре после этого непотопляемый Каськив анонсировал строительство «Воздушного экспресса» — скоростной железной дороги, которая должна был связать Киев с аэропортом Борисполь. В 2013 году Экспортно-импортный банк Китая открыл кредитную линию для финансирования этого строительства, однако оно так и не началось. Более того, оказалось, что купленная под реализацию этого проекта земля приобреталась по завышенной стоимости, а кредитные средства размещались средства на счетах фиктивного предприятия и обанкротившегося банка.
Согласно информации МВД, деятельность Каськива нанесла государству ущерб на сумму около 2 млрд грн — причем, 255 млн грн были выедены на латвийские счета кипрских компаний.
Все накрылось Панамой
Падение Януковича поначалу не стало для Каськива личным политическим крахом. Он быстро нашел общий язык с героями новой власти, которые так напоминали его самого в далеком и незабвенном 2004 году. В частности, СМИ много писали о связях Каськива с первым комбатом печально известного криминальными преступлениями батальона «Айдар», нардепом Сергеем Мельничуком, который официально обвиняется сейчас в создании преступной группировки. Пошли слухи о том, что у Каськива якобы изъяли автомат Калашникова с записанным на Мельничука номером, а в сети появлялись скриншоты переписки Каськива и Мельничука, в которой они дружески обсуждали между собой деловые вопросы. Припертый к стенке Мельничук, больше известный под позывным «Батя», рассказал журналистам, что Владислав Каськив истинный патриот и волонтер, который приезжает к нему в зону АТО.
Однако, великий комбинатор украинской политики находился к этому времени далеко от фронтов. В мае 2015 года нардеп Сергей Лещенко сообщил, что Каськив числится директором австрийской фирмы Ozario Holdings GmbH.
«Как следует из выписки, предоставленной коммерческим судом Австрии, Каськив от 24 февраля 2015 года и до сих пор числится директором австрийской фирмы Ozario Holdings GmbH. Официально владельцем венской компании является оффшор с Британских Виргинских островов. Но, по моей информации, отношение к компании имеет группировка Фирташа-Левочкина», — сообщил Лещенко.
Об этой информации вспомнили в августе 2016 года, когда генеральный прокурор Украины Юрий Луценко сообщил о задержании Каськива в Панаме. По мнению многих наблюдателей, кампания против Каськива, который не интересовал прежде новую власть, является способом политического наезда на его покровителей, которые, по всей видимости, курировали его еще в тучные времена Януковича, и, возможно, также имели свою прибыль с операций возглавляемого Каськивым Госагентства по инвестициям.
Поначалу Каськиву удалось уйти от ареста, однако 8 сентября Панама все-таки разрешила временный арест Каськива. «В ходе заседания будет выяснено, мы идем по так называемой сокращенной процедуре, в случае добровольного согласия Каськива на выдаче в Украину, тогда его выдадут в течение 30 суток. В случае уклонения, будет применена удлиненная процедура, ему будет предоставлено 60 дней для предоставления контраргументов панамским властям», — рассказал заместитель генпрокурора Украины Евгений Енин. А 9 сентября стало известно, что украинская сторона активно склоняет беглого комбинатора к сделке со следствием — возможно, для того, чтобы получить от него показания против людей из команды Левочкина.
Но даже сейчас, когда Каськива приготовили в качестве показательной жертвы для священного алтаря антикоррупционной борьбы, нет никакой уверенности в том, что этот замечательный в своем роде политик не сможет договориться с нынешними хозяевами страны, избежав в последний момент ожидающей его кары.
Ведь обретаясь во власти при всех режимах, он наверняка установил хорошие отношение с нынешними правителями Украины, которых объединяет с ним умение обманывать общество и цинично предавать по случаю провозглашенные на митингующих площадях идеалы.