Посол Украины в Польше Андрей Дещица призвал украинский парламент отреагировать на резолюцию польского Сейма, которая признает преступления Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии на Волыни в 1943-1944 годах геноцидом.
«Думаю, Верховная рада должна была бы занять какую-то позицию относительно этого решения Сейма, должна определить позицию относительно Волыни. Уже было заявление парламентского комитета (по иностранным делам — ред.), поскольку не происходили пленарные заседания Рады. Но также должно быть и решение парламента», — заявил дипломат.
Иными словами, Дещица призывает депутатов Верховной Рады сделать некое популистское заявление о недопустимости критики героев, которых Украинский институт национальной памяти записал чуть ли не в отцы-основатели украинской государственности.
Дещица, отправленный в «почетную ссылку» в дружественную Польшу после скандала, связанного с оскорблением в адрес президента РФ Владимира Путина во время беспорядков у российского посольства, решил испортить отношения и с Варшавой.
«Подобные высказывания не должен делать посол в Польше. Функция посла заключается в сглаживании конфликтов. Однако после Майдана на Украине распространилось мнение, что люди на всех должностях должны вести себя как публичные персоны и не особо думать о последствиях, которые повлекут их высказывания», — сказал в интервью изданию Ukraina.ru эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов.
Тонкие моменты истории
После голосования в Сейме, которое состоялось 22 июля 2016 года, заместитель главы комитета Верховной Рады по иностранным делам Борис Тарасюк назвал резолюцию о признании геноцида поляков в 1940-е годы антиукраинской и подчеркнул, что польские партнеры впервые принимают документ подобного содержания. Тогда украинские парламентарии заявили о подготовке ответа на действия Сейма.
Тема Волынской резни традиционно была самым болезненным вопросом в украинско-польских отношениях. Даже по прошествии более 70 лет споры на эту тему не утихают.
Позиция Варшавы заключается в том, что сторонники Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии во время Второй мировой войны совершали массовые убийства поляков, а самым кровавым днем стало 11 июля 1943 года, известное как Волынская резня, когда националисты напали одновременно на 150 деревень. По различным оценкам, жертвами массовых убийств среди этнического польского населения в 1943 году от рук украинских националистов стали от 30 тыс до 100 тыс человек.
Киев категорически не согласен с такой трактовкой событий и утверждает, что та ситуация стала результатом противостояния Украинской повстанческой армии и Армии Крайовой, основной организацией польского Сопротивления в период Второй мировой войны, и оценивает потери от этого противостояния в 10 тыс — 20 тыс украинцев.
10 августа государственный секретарь Польши Анна Мария Андерс заявила, что улучшение двусторонних отношений возможно только после «признания правды о Волынской резне». В то же время она подчеркнула, что находится в хороших отношениях с главой дипломатического представительства Андреем Дещицей.
Язык до Варшавы довел
Нынешний посол Украины в Польше и ранее делал заявления, которые сложно назвать дипломатичными. После одного из них Дещица и оказался в Варшаве осенью 2014 года.
14 июня 2014 года дипломат, который тогда исполнял обязанности главы МИД страны, приехал к зданию посольства России в Киеве, которое радикально настроенные активисты забросали яйцами и зеленкой, а также разбили несколько машин сотрудников дипломатического представительства и сорвали флаг России.
На видеозаписи, которая появилась позже в интернете, видно, как Дещица общался с погромщиками и поначалу пытался сдерживать их, а потом начал скандировать вместе с толпой и нецензурно выразился в адрес президента РФ Владимира Путина. Позже Дещица сказал, что таким способом якобы пытался успокоить активистов.
Реакция на такое поведение незамедлительно последовала как с российской, так и с украинской стороны.
«Мне с ним (Дещицей — ред.) больше не о чем разговаривать, и общаться я с ним не собираюсь. Андрей Дещица для нас отрезанный ломоть», — категорично заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
В свою очередь, глава комитета Государственной Думы по международным делам Алексей Пушков констатировал, что такие высказывания Дещицы вычеркнули его из рядов дипломатов, он проявил профессиональную непригодность.
Киев отреагировал на поведение исполняющего обязанности главы МИД кадровыми перестановками — вскоре после инцидента около российского посольства Петр Порошенко назначил министром иностранных дел Украины Павла Климкина и перевел Андрея Дещицу на работу в Варшаву.
Таким образом, перевод в посольство в Польше стал для острого на язык дипломата своеобразной ссылкой: да, представлять интересы Киева в стране, которая считается стратегическим партнером, почетно, не каждый удостаивается такой честь, но все же уровень главы МИД и руководителя посольства несопоставимы.
Однако и в Варшаве Дещица успел вступить в конфронтацию с местными властями. В январе 2016 года на дебатах в Европарламенте премьер-министр Польши Беата Шидло сказала, что страна приняла около 1 млн беженцев с Украины, подчеркнув, что им больше никто не хотел помочь. Посол Украины, комментируя это заявление, утверждал, что в Польше вообще нет беженцев из Украины — есть только украинские рабочие, которые находятся в стране легально и занимают рабочие места и вакансии, освободившиеся, после того как миллионы поляков уехали в другие страны на высокооплачиваемую работу.
«Наверное, полякам выгодно рассказывать, что у них уже якобы есть проблемы с беженцами из Украины. Таким образом просто используется факт пребывания украинских трудовых мигрантов в Польше как противовес аргументам в дискуссии в рамках ЕС по приему беженцев», — заявил Дещица.
Кризис отношений
По мнению председателя правления Института украинской политики и Фонда «Украинская политика» Константина Бондаренко, в будущем Киев и Варшаву ожидает охлаждение двусторонних отношений.
«Из Польши поступают сигнал о том, что для сегодняшнего руководства страны и для населения тема Украины не является приоритетной, как это было в то время, когда президентом Польши был Бронислав Коморовский, а внешнеполитическое ведомство возглавляли Радослав Сикорский и Гжегож Схетына. Нынешний глава МИД Витольд Ващиковский настроен более прагматично», — заявил политолог в интервью изданию Ukraina.ru.
На парламентских выборах осенью 2015 года победу одержала партия «Право и Справедливость», программа которой основана восстановлении исторической памяти. Смена власти в стране повлекла за собой охлаждение отношений с Украиной. На сегодняшний день эта политическая сила пользуется большой поддержкой со стороны населения — 44% поляков одобряют ее деятельность.
«Понятно, что в данной ситуации президент Дуда не будет идти против своего электората, нынешнее польское руководство не будет поступаться принципами только для того, чтобы улучшить имидж Украины в мире. Если Польша и будет оставаться адвокатом Украины, то адвокатом очень дорогим и берущим почасовую оплату. А украинско-польские отношения будут ухудшаться и дальше», — уверен эксперт.
В свою очередь, Алексей Попов считает, что Киев и Варшава в настоящее время объединены общей борьбой с Россией, поэтому навряд ли в их сотрудничестве произойдут кардинальные изменения. Тем более президент Польши Анджей Дуда — единственный главой государства, который приедет на празднование Дня независимости Украины.
В нынешней ситуации, когда Украина стремительно теряет поддержку Европы, Киев находится не в том положении, чтобы разбрасываться своими стратегическими партнерами. Но Андрей Дещица — как раз тот человек, который способен превратить проблемные моменты в отношениях двух государств в полноценный дипломатический кризис. Интересно, в какую страну отправят его послом в будущем.