15 августа вице-премьер-министр Украины по вопросам евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе анонсировала запланированные на тот же день телефонные переговоры президента Украины с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом. Прошел день, но о результатах этих важных переговоров — ни слова. Редакция Ukraina.ru сочла, что молчание в данной истории куда красноречивее говорит об уровне отношений между Петром Порошенко и двумя ведущими политиками Европы.
Неприятные вещи
Планировалось, что в ходе трехстороннего разговора политики обсудят ситуацию в Крыму после предотвращения российскими спецслужбами диверсий и заявление президента России Владимира Путина о бессмысленности встречи в «нормандском формате». Логично ожидать, что вскоре после того, как переговоры состоятся, пресс-служба президента Украины опубликует информацию о достигнутых договоренностях. Однако ни 15-го, ни 16-го числа никаких сообщений на официальном сайте главы государства так и не появилось.
«Судя по всему, Меркель и Олланд говорили Порошенко неприятные вещи. В таких случаях Киев обычно не дает официальных комментариев либо пытается вывести это в комфортную для себя зону, то есть, заявив, что европейские партнеры призвали Россию выполнять те или иные соглашения. Если Киев молчит, значит, его просто поругали», — сказал в интервью изданию Ukraina.ru генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
В свою очередь, украинский политолог Алексей Попов в интервью нашему изданию допустил, что разговор мог состояться, но в то же время обратил особое внимание на источник, предоставивший информацию о переговорах между Петром Порошенко, Ангелой Меркель и Франсуа Олландом.
«Иванну Климпуш-Цинцадзе нельзя назвать абсолютно надежным источником, потому что она хотя и входит в состав пропрезидентской партии, но не представляет аппарат главы государства. Возможно, она решила забежать вперед и предвосхитить какие-либо события. Факт, что Порошенко попросил соединить его с Меркель и Олландом, общеизвестен: 11 августа он сказал, что даст такое поручение МИДу. То, что такой разговор до сих пор не состоялся, может свидетельствовать о наличии каких-либо проблем. Например, Германия и Франция для начала хотят прояснить суть инцидента в Крыму», — сказал эксперт.
Подтверждением служат слова министра иностранных дел ФРГ Франк-Вальтера Штайнмайера, сказанные после переговоров с его российским коллегой Сергеем Лавровым в Екатеринбурге. Немецкий дипломат заявил: «У нас нет сведений, отдельных сведений, есть совершенно противоречащие друг другу сведения с российской и украинской стороны, естественно, мы теперь ждем других сведений. Но главное — справиться с ситуацией».
Вашингтон держит марку
Если факт переговоров с европейскими политиками и Петра Порошенко оставляет больше вопросов, чем ответов, то разговор с вице-президентом США Джо Байденом 15 августа официально подтвержден. На сайте президента Украины сказано, что американский политик в очередной раз подчеркнул неизменность позиции Вашингтона относительно непризнания Крыма частью России, а также необходимости сохранения санкций в отношении РФ.
Разница в реакции Европы и США на ситуацию в Крыму на лицо. Если посол США на Украине Джеффри Пайетт буквально через несколько часов после сообщения ФСБ сказал то, что Киев привык слышать: русские всегда врут, а Украине можно верить, — то официальный представитель Госдепа Элизабет Трюдо и Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам Федерика Могерини произнесли другую фразу: они повторили слова о территориальной целостности, но подчеркнули, что призвали обе стороны не допускать обострения конфликта.
«Насколько мне известно, европейским политикам уже надоело то, что их украинские партнеры вообще не выполняют не только соглашения, но и те обязательства, которые сами на себя берут. В связи с этим существует серьезное раздражение украинской властью на данном этапе. Боюсь, что речь идет о глобальном закрытии украинского проекта, во всяком случае, со стороны Европы. Именно поэтому киевская власть сегодня больше апеллирует к Вашингтону», — заявил Мухин.
По мнению политолога, официальный представитель Госдепа Элизабет Трюдо на брифингах, отвечая на вопросы журналистов о ситуации в Крыму, неоднократно отказывалась от комментариев и предлагала переадресовать эти вопросы украинской стороне, потому что эта операция, которую готовили в Крыму, не была согласовала с американскими партнерами либо выполнена некачественно, поэтому Вашингтон решил оставить Киев один на один с его критиками.
Напомним, 11 августа Петр Порошенко провел совещание с руководителями силовых ведомств и МИД, на котором отдал министру иностранных дел страны Павлу Климкину распоряжение организовать телефонные переговоры не только с Ангелой Меркель, Франсуа Олландом, председателем Европейского совета Дональдом Туском, вице-президентом США Джо Байденом, а также с Владимиром Путиным о последних событиях в Крыму.
Не поговорить по душам
Особая интрига заключается в том, состоится ли разговор с российским лидером на фоне последних событий. Тем более Владимир Путин впервые высказал в адрес украинских властей.
Я считаю, что разговор Порошенко и Путина в ближайшее время выглядит нереальным. Путин говорит о «людях, которые захватили и удерживают власть в Киеве». Иными словами, он дал сигнал, что считает эту власть нелегитимной», — сказал Попов.
Алексей Мухин также не видит возможности для подобных переговоров.
«Для того, чтобы Путин согласился поговорить с Порошенко, украинский президент должен уйти в отставку. Порошенко настолько дискредитировал себя как политического руководителя, что разговаривать с ним бесполезно. России проще позвонить в Госдеп и решить российско-украинские проблемы там, чем вступать в бессмысленные диалоги с украинской властью», — заявил политолог.
Как будут развиваться события?
«Скорее всего, Россия будет усиливать военную и пограничную инфраструктуру в Крыму и в дальнейшем будет в самой жесткой форме пресекать подобные попытки нарушения границы. Очевидно, что в политическом контексте Москва будет гораздо жестче выступать по всем направлениям, особенно по сохранившимся торгово-экономическим отношениям. Киевские власти ждут совсем нелегкие времена, они-то и сейчас нелегкие по уровню взаимодействия, но будут еще жестче. Насколько я понял, и Путин, и Лавров настроены очень серьезно», — считает Мухин.
Украинско-российские отношения после крымского инцидента откатились назад, хотя, казалось, дальше уже некуда. Вместе с тем, уже точно понятно, что речь не идет о такой радикальной мере, как разрыв дипломатических отношений. Что 15 августа, отвечая на вопросы журналистов в Екатеринбурге, подтвердил и Сергей Лавров. Украинские дипломаты также крайне не заинтересованы в этом. Глава МИД Украины Павел Климкин предупреждает, что от разрыва дипломатических отношений, в первую очередь, пострадают его сограждане, работающие и проживающие на территории России, а таковых, по его оценке, около 4 миллионов человек.