Визы? Все возможно
Ровно четверть века назад, вскоре после провала августовского путча 1991 года, я приехал к своим родным в небольшое украинское село на Полесье. Вечером, собравшись за столом по поводу встречи, встревоженные люди, которые давно отвыкли от политических катаклизмов, говорили друг с другом о судьбах родины, которая в то время еще простиралась от Камчатки до Бреста — хотя разговоры о независимости уже шли практически всюду.
Здесь было несколько моих троюродных дядьев, которые, как и множество других украинцев, уехали жить и работать в нефтегазовую Тюмень — за «длинным рублем», и приезжали в родной дом только летом, в отпуск — чтобы «отогреть» детей на теплой Украине после суровой северной зимы. Они упорно не верили слухам о том, что «братские республики» вскоре отделяться друг от друга пограничным кордоном.
«Граница между Россией и Украиной? Глупость какая. Это же очень неудобно, никакие границы людям не нужны, и никто не позволит вот так взять, и друг от друга отгородиться. Сколько же лет вместе живем!» — настойчиво доказывал нам один из них, еще не зная, что уже через год ему придется проезжать на родину, показывая украинским пограничникам свой новый, российский паспорт. «Сначала границы введут, а там, глядишь, и война может начаться», — прозорливо отвечал ему мой дед, под взрывы дружного смеха. Тогда, 25 лет назад, сама мысль о войне между Россией и Украиной казалась всем невероятной и смехотворной.
«Ну, на Кавказе еще могут друг с другом воевать. А мы между собой — никогда», — рассуждали в то время миллионы украинцев. Включая и тех, кто сегодня воинственно призывает к крестовому походу на «московский Мордор», или, на худой конец, требует наглухо отгородиться от него новым железным занавесом.
Увы, как показывает наша недавняя история, две части некогда единого государства вполне могут отгородиться друг от друга и границами, и линиями укреплений, которые в любой момент могут стать линией фронта.
Поэтому сегодня, после известного крымского инцидента, когда и в Москве и в Киеве синхронно заговорили о необходимости введения визового режима между Российской Федерацией и Украиной, нужно ясно понимать, что исходя из логики нынешних взаимоотношений этих двух стран, в этой перспективе нет ничего невероятного.
Граждан нашей страны связывают с Россией тысячи незримых нитей — прежде всего, личные отношения и родственные связи. Поэтому, рассматривая вопрос о визовом режиме или о разрыве дипломатических отношений, на котором тоже не устают настаивать патриоты, нам в первую очередь нужно помнить о человеческом измерении этой проблемы.
Кто и как пострадает?
Как в унисон заявляют эксперты из России и Украины, от введения визового режима больше всего пострадают именно украинские граждане. Между тем вопрос о введении виз, до недавнего времени педалировали именно украинские власти. Так, 5 февраля 2016 года первый заместитель спикера Верховной Рады Андрей Парубий заявил о том, что зарегистрировал постановление о прекращении соглашения о безвизовом режиме между Украиной и Россией.
«Мы не имеем права даже допустить возможность, чтобы через безвизовый режим на нашу территорию попадали вражеская агентура и диверсионные группы. Прокаженным — карантин. Поэтому держим фронт, укрепляем боеспособность и вводим визы», — заявил Парубий, напомнив, что секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов требовал ввести визы для россиян еще с начала нынешнего года.
Правда, когда Парубию задали резонный вопрос о том, готовы ли украинские власти к симметричным действиям российской стороны, которая тоже может ввести визы для украинских граждан, он предпочел оставить этот вопрос без ответа. Хотя представитель МИД РФ Мария Захарова резонно посоветовала украинским политикам внимательнее изучить статистику о количестве их сограждан, которые работают на территории России, прежде чем требовать изменить порядок пересечения границы между двумя государствами.
Еще бы — ведь только по официальным данным Министерства иностранных дел Украины на 2016 год на территории России находилось как минимум 4 миллиона украинцев — хотя, по мнению экспертов, в реальности их число может достигать 5 миллионов.
При этом согласно данным ФМС России свыше 600 тысяч украинцев находятся на территории России с нарушением российского миграционного законодательства и могут быть привлечены за это к ответственности.
Введение визового режима станет основанием для полного пересмотра миграционного статуса всех украинских граждан России — даже тех, кто, в установленном порядке оформил себе разрешение на временное проживание, или находится в процессе этого оформления. Им остается только надеяться на то, что российские власти, исходя из гуманитарных соображений, не станут требовать от официально зарегистрированных в РФ украинцев выезжать на родину, чтобы потом въехать обратно, получив российскую визу.
Однако такой вариант тоже не стоило бы исключать — проверяя документы украинских граждан, полиция будет требовать у них российскую визу, которая будет являться основанием для законного пребывания в России, передавая таких задержанных в ФМС, где им может угрожать депортация. А массовый наплыв депортированных украинских заробитчан может стать тяжелым ударом для и без того подорванной экономики Украины, которая потеряет денежные поступления от трудовых мигрантов, получив взамен сотни тысяч озлобленных безработных людей. Тем более что синхронно с введением визового режима Россия может ужесточить правила трудоустройства для украинских граждан.
«При введении визового режима с РФ судьба нескольких миллионов украинцев, работающих в России, печальна — им некуда будет возвращаться. Визовый режим — безумие, которое приведет к катастрофическим последствиям», — напомнил киевский экономист Максим Гольдарб, выступая на пресс-конференции н «Безработица и безработные: причины и прогноз на 2016 год».
Проблемы возникнут и у граждан России, которые постоянно находятся на украинской территории. Согласно данным украинской миграционной службы, на Украине официально проживают всего 154 тысячи россиян. Сразу после победы Майдана Госпогранслужба Украины ввела ограничение присутствия граждан России в Украине на срок до 90 дней в течение полугода. Это больно ударило по работавшим на Украине россиянами, а также, людям из смешанных российско-украинских семей. Прежде граждане РФ могли жить на Украине три месяца, оформив на это время миграционную карточку, а затем выезжали через границу, тут же возвращаясь обратно еще на три мясца. По новым же, действующим сейчас правилам, гражданам РФ можно возвращаться на Украину только спустя три месяца. Кроме того, многие россияне уже сейчас жалуются на постоянные проволочки и отказы в получении вида на жительство на Украине.
«Отношение к россиянам враждебное. От меня потребовали кучу справок, удостоверяющих мою благонадежность — даже из СБУ, документы о том, где я работала и чем занималась в Москве последние десять лет, хотя правила этого не требуют, — жалуется гражданка РФ, которая вышла замуж за киевлянина и решила получить вид на жительство на Украине.
По мнению украинских юристов, введение визового режима, скорее всего также приведет к необходимости переоформить вид на жительство для уже получивших их россиян — однако, это зависит от того, захотят ли прибегнуть к показательным депортациям киевские политики.
«Вполне возможно, что депортация граждан Украины приведет к принудительному изгнанию из страны российских граждан — а когда они попробуют въехать обратно, им станут отказывать в визах», — говорит адвокат Александр Левин.
Визовые войны
Введение виз является достаточно обычной практикой в случае острых политических и дипломатических конфликтов. Так, 1 июня 2016 года, когда власти Турции ввели визы для дальнобойщиков из России, водители, которые находились на территории этой страны, были вынуждены покинуть ее, чтобы получить визу в турецком консульстве. А в июле власти Чили, которая ведет давний территориальный спор с правительством соседней Боливии, приняли решение изменить правила пересечения границы для боливийских чиновников, которым теперь понадобится виза. Причем, дело дошло до угроз депортировать некоторых боливийцев, которые занимались бизнесом на территории более богатой и развитой Чили. А власти США приняли решение о прекращении безвизового режима для жителей Канады, Австралии и Евросоюза, которые посещали Иран, Ирак, Сирию и Судан. Лицам с отметками пограничных служб этих стран придется получать визы, несмотря на то, что их страны имеют безвизовый режим, а сами они на законных основаниях пребывают на территории США.
Пока не ясно, доведет ли до визового режима политическое противостояние Киева и Москвы. Однозначно одно — визы между Россией и Украиной существенно осложнят жизнь для множества людей, создавая им проблемы с проживанием и работой, разбивая семьи и судьбы. Но это совершенно не волнует наших политических «ястребов».