Таможенная реформа
С 1 августа на украинских таможнях начало работать «единое окно», которое использует электронный обмен данными для разного видя контроля. Об этом сообщает пресс-служба Министерства финансов.
Согласно сообщению ведомства, эта технология позволит уменьшить количество процедур при прохождении таможенного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического, радиологического и других видов контроля. Вместо печатей и штампов госорганов на бумажных документах будут проставляться электронные отметки.
В министерстве обещают, что «единое окно» упростит прохождение таможни и уменьшит коррупцию.
Ранее премьер-министр Владимир Гройсман анонсировал глобальную таможенную реформу при участии американских специалистов. Полный отчет об их миссии ожидается в ближайшее время, а пока в Киеве начальник Одесской таможни Государственной фискальной службы Украины Юлия Марушевская публично отчиталась о ходе реализации проекта «"Открытое таможенное пространство" на Одесской таможне». Она была вынуждена признать: реформы не помогли справиться с кризисом. По данным администрации одесского порта, с начала года отмечается падение грузооборота за первое полугодие на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Падение есть из-за кризиса — как и у всех, но Одесса имеет пять портов. И динамика по сравнению с прошлым годом положительная», — заявила Марушевская.
Хотя выросла скорость таможенных процедур, предпринимателям это не помогло. Многие уже хотят вернуть старые «серые схемы», поскольку намного больше приходится платить штрафов — хоть количество проверок и снизилось.
«Показатели контроля улучшились. Раньше проверок было в пять раз больше. Штрафов стало в 2,5 раза больше. На морвокзале увеличилась скорость таможенных процедур», — приводит слова Марушевской наш корреспондент Полина Орловская.
Она также признала тот факт, что «многие традиционные поставщики отказываются работать через одесский порт, поскольку это стало невыгодно». Поставщики потеряли множество своих постоянных клиентов из Крыма, Донецкой и Луганской области.
«Перестали ездить в Одессу бизнесмены из Луганска и Донецка. Произошел глобальный разрыв экономических связей», — отметила Марушевская.
Как уточнили нам в ее пресс-службе, упал не только транзит, но и экспорт — на 6 %, и импорт — на 16%. Это во многом следствие негативной динамики в работе крупнейшего на Украине промтоварного рынка «Седьмой километр». Предприниматели из-за кризиса вынуждены сворачивать торговлю.
Конец транзитного государства
Следует отметить, что ситуация в Одесском порту далеко не самая худшая на Украине. Показатели удалось сохранить практически на уровне 2013 года благодаря тому, что после присоединения Крыма к РФ крымские грузопотоки перенаправили в Одессу. Однако в целом по стране ситуация в несколько раз хуже.
С января по июнь 2016 года через морские торговые порты Украины было перевалено 63 млн тонн грузов. Это на 11,4% меньше, чем за аналогичный период 2015 года, сообщает Администрация морских портов Украины.
Объём экспортных грузов составляет 48 млн тонн, что на 1,3% ниже, чем в первом полугодии прошлого года. Объём импортных грузов — около 9 млн тонн, что на 13% меньше, чем за 6 месяцев 2015 года.
Но больше всего упал транзит — почти в два раза. На него пришлось около 6 млн тонн, что составляет 52% от прошлогодних показателей.
Во времена президента Леонида Кучмы Украина пыталась балансировать между западом и востоком, поддерживая отношения как с Россией, так и с Европой и получая значительные дивиденды благодаря выгодному расположению страны.
Однако нынешняя власть променяла экономические выгоды на мифическую «свободу от России». Ухудшение отношений с Киевом вынудило российские власти задуматься об альтернативных транзитных маршрутах во всех сферах торговли.
Так, российский газ через несколько лет пойдет в ЕС в обход Украины — через расширенный Северный поток или через реанимированный благодаря потеплению в отношениях с Россией Турецкий поток.
Нефть уже идет в обход Украины. При том, что украинские нефтепроводы позволяют перекачивать до 67 млн тонн нефти в год, в 2015 году объем нефтяного транзита по территории Украины составил всего лишь 15 млн. тонн. В марте 2016 года (по сравнению с февралем) транзит нефти через Украину сократился на 21%.
В ближайшее время Украина также потеряет транзит российского аммиака, который пока что идет из РФ в порт Южный в Одесской области. Сейчас Россия возводит на Таманском полуострове новый морской порт и ведет туда аммиакопровод. Терминал заработает через два года.
Также упали транзитные перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом. Это произошло в первую очередь из-за нестабильности в стране. Кроме того, блокировка транзита российских грузовиков через Украину в феврале 2016-го привела к ответным действиям РФ, заблокировавшей украинский транзит через российскую территорию.
Испорченный шелк
Поводом для этого стал теневой экспорт, который осуществляли украинские перевозчики — часть транзитного груза выгружалась в России, при этом бюджет страны не получал законные пошлины. В Киеве пригрозили ответными санкциями, однако их возможность выглядит крайне сомнительной.
Отметим, в силу огромной разницы в размерах территорий двух стран, Россия может провести грузопотоки в обход своего соседа, а Украина — нет. Это доказывает неудачная попытка проложить «шелковый путь» в обход России.
В январе этого года из Ильичевска в Китай через Казахстан был запущен грузовой железнодорожный состав. Как показал данный эксперимент, доставка грузов «Новому шелковому пути» оказалась гораздо более длительной и в 2-3 раза более дорогой, чем обычным путем через Россию.
Тем временем ВВП страны падает, а население нищает. Торговые соглашения с Евросоюзом, Канадой, Израилем и другими странами не могут компенсировать потери от разрыва отношений с Россией.
Если не произойдет их восстановление, то даже идеальная таможня не спасет от коллапса транзит через Украину и внешнюю торговлю страны.