— Есть вакцина АКДС?— в очередной раз спрашиваю участкового педиатра одной из киевских поликлиник.
Больше года я не могу сделать дочери четвертую и последнюю прививку от коклюша, дифтерии и столбняка. Именно из-за отсутствия этой вакцины чуть не умерла девочка из города Днепра. За ее жизнь до сих пор борются врачи. Пятилетняя Надя Савушкина три недели назад заболела столбняком. Ребенок вогнал в ножку обыкновенную занозу и заразился смертельной инфекцией. Надя заразилась потому, что не была привита. В городской больнице врачи только разводили руками: спасительной противостолбнячной сыворотки нет во всей стране. Нет ее с 2014 года!
Вчера Наде наконец ввели первую дозу. Ее искали всем Фейсбуком, нашли в Киеве, завезенную контрабандой из России. Волонтеры доставили ампулы на машине в Днепр. Выживет ли девочка, станет известно через 10 дней. Сыворотку ввели, когда девочка уже была без сознания, подключена к аппарату искусственного дыхания, наступили судороги.
Эта чудовищная история произошла не в далекой африканской стране, а в центре Европы. Такие давно забытые болезни, как столбняк или полиомиелит, стали реальностью для украинских детей. Последний детский случай столбняка в регионе зафиксирован в 1980 году. Эти болезни победили полвека назад, когда изобрели вакцины против них. И вот сегодня они вернулись в повседневную жизнь украинцев. На детской площадке, у бабушки в деревне, в детсадике, школе — повсюду ребенок может подхватить смертельную болезнь.
Потому что два года в стране не вакцинируют детей. На свет появилось целое поколение, у которого просто нет иммунитета к целому ряду тяжелейших болезней, спасти от которых очень сложно, а порой невозможно.
В Россию за прививкой
История Нади Савушкиной получила широкую огласку после поста народного депутата Борислава Березы. Ему позвонили ночью, сообщили, что ребенок умирает. Подключив все связи на самом высоком уровне, удалось достать три ампулы сыворотки. «Нашли. Препарат с хладогеном у меня на Троещине. Теперь нужна доставка из Киева в Днепр. Время идёт на часы»,- написал депутат в соцсети.
Повторю, речь не о редчайшем препарате для лечения экзотического заболевания. А о сыворотке против столбняка, которая должна быть в каждом фельдшерском пункте. А вакциной против этой болезни дети обязаны быть привиты. Как это делали в Союзе, когда бригады выезжали в самые отдаленные районы республик и прививали всех безоговорочно. Именно поэтому, столбняк настолько редко встречался в отечественной врачебной практике, что о нем просто забыли: днепропетровские врачи три недели не могли его распознать у заболевшей девочки.
Государство, которое вот так борется за здоровье и жизнь своих граждан, — обречено.
Для меня лично началось все с того, что прошлой осенью мы с ребенком пришли на плановый прием, и врач сообщил, что той самой вакцины против столбняка, дифтерии и коклюша в поликлинике нет.
— Езжайте в аптеку, купите вакцину. Но привезти ее нужно в течении часа. У нее очень короткий срок хранения без холодильника,- такое решение предложила врач. Я, как здравомыслящая мама, отказалась от сомнительных экспериментов. Ехать по пробкам в другой конец города за препаратом со строгими предписаниями хранения и транспортировки, а потом эту вакцину вводить годовалому ребенку — полное безрассудство.
Через пару месяцев я снова позвонила педиатру. Нужной мне вакцины не было уже даже в аптеках и частных клиниках. Ее не было в Украине. Сначала исчезла российская вакцина. Ее постановлением Кабмина запретили покупать, не предложив ничего взамен. Вслед за ней перестали завозить бельгийские и французские аналоги. Не было денег.
— Некоторые мамочки едут вакцинировать детей в Польшу или Россию. У вас есть такая возможность?— спросила меня доктор.
— Прививочный туризм какой-то. А ничего что мы график вакцинации нарушаем?— спрашиваю я.
— Плохо, конечно, но а что делать?
Это «плохо, конечно» сегодня звучит гораздо тревожнее, когда девочка Надя из украинского города Днепра на больничной койке борется за свою жизнь, потому что государство, в котором она живет, не озаботилось ее вакцинацией. Переименование города важнее, чем защита его жителей от столбняка.
Волонтер Александр Шевченко, который привез сыворотку для Нади Савушкиной, в своем ФБ написал: «Бред какой-то, сыворотка от столбняка стала проблемой национального масштаба, которую решали всем миром, а передавали под объективами телеканалов. Странно, что президентский борт ещё вчера не подняли для транспортировки. Предлагаю конструктивное решение проблемы:
закупить сыворотку в РФ(ЕС, США, хоть у чёрта в аду)».
Точка невозврата пройдена
«Хоть у черта в аду», контрабандой волонтеры закупают не только вакцины. Но и лекарства от рака, например. Известный украинский благотворительный фонд, который помогает тяжелобольным детям, разместил на своей странице в ФБ пост о том, что ищет волонтеров, которые будут скупать лекарства от рака в московских аптеках и передавать их в Киев. Масштаб партий — на несколько сотен тысяч долларов. Как это работает: в случае необходимости координатор по закупке связывается с волонтером в Москве, пересылает ему копию рецепта на лекарство, волонтер ищет этот препарат. Украинский координатор передает деньги и получает лекарство в Киеве.
Украина действительно стоит на пороге отложенной катастрофы. Ее последствия уже начинают проявляться пока единичными вспышками столбняка в Днепре, полиомиелита в Закарпатье. Но они будут системными и массовыми. В этом уверены вирусологи. Потому что, два последних года без детской вакцинации не пройдут бесследно.
Специалисты указывают на реальные риски эпидемии туберкулеза, дифтерии, коклюша, кори. И не в далеком будущем, а через год-два. Против туберкулеза вакцинированы вообще менее 10% детей, рожденных в 2015-2016 годах. По регламенту ее следует сделать в роддоме на третий день жизни малыша, чтобы запустить процесс формирования иммунитета. Эта возможность у 90% украинских детей двухлетнего возраста упущена безвозвратно.
Общий уровень вакцинации украинцев по итогам 2015 года составил 70,3%. В 2014 году этот показатель был почти два раза ниже — 39,4%. По регионам страны этот показатель колебался от 26,8% до 53%. Это официальные данные Счетной палаты, обнародованной в конце мая 2016 года. Эти цифры не отображают реальной картины. В районной поликлинике, где должны были сделать Наде Савушкиной прививку против столбняка, этой прививки (АКДС) нет с 2013 года. В этом же документе Счетной палаты сказано: «Министерство здравоохранения не обеспечило законного, результативного, продуктивного и экономного использования средств государственного бюджета, выделенного на иммунопрофилактику. В результате около 80% мероприятий по вакцинации не выполнено или выполнено частично».
Главная причина — коррупция. Весь прошлый год в Минздраве не могли решить, кто же будет заниматься закупками жизненно необходимых лекарственных препаратов и вакцин. Народные депутаты пишут для популярности посты в соцсетях, типа: «Пока есть так называемая "фармакологическая мафия" и "сидящие на схемах" в МОЗ, ситуация к лучшему не изменится. У нас все еще нет министра здравоохранения. МОЗ столь лакомый кусок бюджетного, и не только, пирога, что все заинтересованные никак не могут договориться и назначить министра. Алчность побеждает разум».
Но когда детей не вакцинируют в стране два года, здесь уже впору говорить не об алчности, а о геноциде собственного народа. Потому что подобного не было еще ни разу за годы независимости. И то, что сейчас поставки препаратов худо-бедно возобновились (не все, и не во всех регионах) не отвратит беды. В отчете Счетной палаты так и сказано: «Фактически сегодня население Украины является недостаточно защищенным против инфекционных заболеваний, борьба с которыми осуществляется путем вакцинации, что может в дальнейшем привести к значительным осложнениям эпидемической ситуации в стране и социально-экономическим потерям. С октября 2013 Украина включена в «красный список» стран с высоким риском возникновения вспышек полиомиелита. В этом списке страна остается до сих пор».
Срок действия общегосударственной пятилетней программы по иммунизации населения закончился в 2015 году. Минздрав не разработал новый документ. Действие прежней программы тоже не продлил. В результате сегодня нет никаких правовых оснований для планирования в 2016 году средств государственного бюджета на выполнение мероприятий по иммунопрофилактике.
— Поедете в Москву? Сделайте там прививку, в этом году ее не будет в нашей поликлинике,- сказала напоследок мой педиатр.