Минувшие выходные доставили хлопот украинским дипломатам в Германии. В Мюнхене в очередной раз осквернили могилу лидера украинских националистов Степана Бандеры.
«Нелюди сегодня снова осквернили в Мюнхене могилу Степана Бандеры», — заявил генеральный консул Украины в Мюнхене Вадим Костюк.
Эти же дни ознаменовались в Польше массовыми маршами. Один из таких прошел в Перемышле. Между событиями в Мюнхене и Перемышле есть прямая связь. Поляки поминали погибших в «Волынской резне», устроенной организацией Бандеры. День памяти погибших в катастрофе — 11 июля.
«Геноцид — помним, бандеровцев — осуждаем», — гласили надписи на плакатах поляков.
Во время своего визита в Польшу президент Украины Петр Порошенко пытался уладить ситуацию. Но вышло как всегда — неумело.
Извинения по-порошенковски
Среди тем для обсуждения украинских соцсетей на выходных нежданно-негаданно оказался президентский носок. Петр Порошенко, который ранее отмечался земными поклонами австралийским солдатам, во время своего визита в Варшаву решил преклонить колени перед памятником жертвам «Волынской резни». 8 июля во время возложения цветов к монументу журналисты заметили, что носок у президента Украины дырявый.
Конечно, столь мелкий огрех можно было бы и упустить из виду из-за величественности момента. Но все дело в том, что Порошенко копировал известное «коленопреклонение в Варшаве». 7 декабря 1970 года канцлер ФРГ Вилли Брандт во время визита в польскую столицу и возложения цветов к памятнику жертвам восстания в Варшавском гетто неожиданно опустился перед мемориалом на колени и простоял на них несколько минут.
«Под бременем новейшей истории я сделал то, что делают люди, когда им не хватает слов. Таким образом я почтил миллионы убитых», — объяснял позже Брандт.
Этот жест растрогал поляков. Тем более, в этот же день ФРГ окончательно признала границу с Польшей по Одеру-Нейсе.
От великого до смешного — один шаг. Его и совершил Порошенко, пафосно скопировав чужой жест покаяния.
Но и на этом президент Украины не угомонился. Во время встречи с польским коллегой Анджеем Дудой, который, если верить пресс-службе Порошенко, оценил «мощный жест» украинского гаранта, Порошенко предложил Дуде в ответ съездить в польское село Сахрынь. Там главы Польши и Украины должны были бы почтить память украинцев, вырезанных поляками.
Такое предложение украинского гостя Дуда ожидаемо оставил без ответа. Тем более, аккурат перед тем, как Порошенко скорбел по погибшим в «Волынской резне» полякам, Киевский городской совет переименовал одну из важнейших транспортных артерий украинской столицы — Московский проспект — в проспект Степана Бандеры, который и был лидером ОУН — организации, члены которой убивали поляков.
Формально — Порошенко ни при чем. Переименовало проспект местное самоуправление. Но осадок остался.
Впрочем, польская власть и так много сделала для Порошенко: накануне его визита на саммит НАТО польский Сейм должен был принять решение о признании событий на Волыни в 1943 году — геноцидом, и определить днем памяти погибших на Западной Украине поляков — 11 июля, когда отмечают годовщину «Волынской резни». Однако решение перенесли на более позднее время. А пока Сенат лишь принял обращение к Сейму, в котором просил поддержать соответствующее решение.
У поляков события 73-летней давности по-прежнему вызывают живой отклик.
Польские раны
Вторая мировая война отметилась массовыми убийствами целого ряда народов. Примечательно, что и поляки не стояли в стороне. В последнее время в Польше все громче раздаются голоса, призывающие вспомнить о грехах самих поляков. В 2012 году на экраны вышел фильм польского режиссера Владислава Пасиковского «Колоски», рассказывающий о том, как поляки уничтожали евреев во время немецкой оккупации Польши. При этом, из фильма понятно, что делали это поляки и по своей воле. В Польше фильм вызвал бурную реакцию.
Убийство в Сахрыни, о котором вспомнил Порошенко, тоже является одним из эпизодов уничтожения поляками непольского населения. Тогда преимущественно украинское село было вырезано боевиками «Армии Крайовой» в качестве возмездия за «Волынскую резню», произошедшую годом ранее. Примечательно, что по итогам Второй мировой войны Польша оказалась чуть ли не самым моноэтничным государством в Европе, в котором процент поляков был выше, чем даже в 20-30-е годы.
Так, может, стоит оставить старые проблемы истории, и попытаться примириться? Тем более, что в 2003 году Польша и Украина сделали шаг навстречу друг другу.
«От имени украинского и польского народа президенты Украины и Польши осуждают действия, которые привели к преступлениям и изгнаниям украинского и польского народов во время Второй Мировой войны. Мы считаем, что конфликты прошлого не могут перечеркнуть то, что в течение столетий объединяет Польшу и Украину», — говорилось в совместном заявлении Леонида Кучмы и Александра Квасневского.
Но все изменилось в 2014 году. На Украине в результате победы Майдана, главными «штыками» которого были украинские националисты, пришли люди, ориентированные на праворадикалов. Молодые правые получили опыт боевых действий в Донбассе. А их идеологические лидеры стали курировать информационную и историческую политику Украины.
В результате директором Украинского института национальной памяти стал Владимир Вятрович, который считает, что в 1943 году никакой «Волынской резни» не было, а была война украинцев и поляков. В одной из своих дискуссий Вятрович прямо заявил: украинские националисты дали полякам день, чтобы покинуть Волынь, а те это требование не выполнили. А значит — сами виноваты. О том, что пешком даже по современным дорогам с украинской Волыни в Польшу уйдет не каждый, Вятрович предпочел не задумываться. И вообще, геноцида поляков не было.
«Геноцид предусматривает полную беззащитность, неспособность другой стороны защищаться. Если же говорить о польско-украинской войне, такой диспропорции между поляками и украинцам не было», — уверял Вятрович.
Такие люди, как Вятрович, и стали управлять украинской исторической, информационной и даже образовательной политикой. К примеру, в 2014-2016 годах министром образования и науки был Сергей Квит — среди прочего — член националистической организации «Тризуб Степана Бандеры», вокруг которой потом и сформировался ныне запрещенный в РФ «Правый Сектор».
Экономические «успехи» украинских националистов были не в пример хуже идеологических. Из страны побежали люди. В том числе и в Польшу. В январе 2016 года премьер-министр Польши Беата Шидло сообщила: страна приняла свыше миллиона украинцев. В мае эти слова подтвердил посол Украины в Польше Андрей Дещица.
«Сейчас наблюдается тенденция увеличения украинских мигрантов в Польше», — сообщил он.
Но беда в том, что «гости» стали вести себя не чину. Так, в октябре 2014 года Польшу всколыхнул скандал с украинскими студентами, учившимися в польском ВУЗе. Те сфотографировались в одной из торговых галерей Перемышля с националистическим флагом, чем вызвали возмущение поляков. А через два года в Перемышле прошел украинский крестных ход в честь павших в 20-ых годах ХХ века Украинских Сечевых Стрельцов, которые в том числе воевали и с поляками. Марш сразу же атаковали польские националисты.
Вот и сейчас на слушаниях в Сейме эта тема снова всплыла.
«На Востоке Польши у нас в последнее время огромная миграция из Украины. Уже очень большой процент населения в Люблине. Думает ли Польское правительство об отдельной образовательной программе о Волыни для тех граждан Украины, которые имеют разрешение на временное или постоянное пребывание в Польше», — спрашивала Габриэля Масловская во время заседания Сейма 6 июля.
Ей вторили другие депутаты, многие из которых критиковали партию Масловской — «Право и Справедливость» за слишком мягкую позицию.
Поляки беспокоятся. И недаром. Нынешняя Восточная Польша — спорная земля. Украинцы считают ее своей. Тот же Перемышль успел побывать столицей Червонной Руси, и даже несколько месяцев 1939 года был в составе УССР. Похожая ситуация с Холмщиной, которую в 1912 году даже вывели из Царства Польского и сформировали Холмскую губернию. В этих землях до 30-40-х годов «русины» составляли значительную часть населения.
И вот теперь на спорные земли возвращаются украинцы, накачанные националистической идеологией. С учетом бедственного положения многих мигрантов — в Польше уже находят фабрики с украинскими рабами — социальное напряжение продолжает расти, что делает возможность повторения «Волынской резни» не такой уж призрачной.