7 июля заместитель председателя фракции «Батькивщина» Сергей Соболев сделал резонансное заявление: снизить тарифы на коммунальные услуги на Украине возможно уже в августе.
«Мы подготовили три законопроекта, которые позволяют уже буквально в следующем месяце срочно снизить тарифы и урегулировать экономическую ситуацию», — заявил он в эфире киевской радиостанции «Голос Столицы» по итогам весьма краткого сессионного заседания.
По словам Соболева, принятие этих законопроектов в ВР блокируется коалицией, из-за этого представители «Батькивщины» и «Радикальной партии» блокируют трибуну Рады уже третий день подряд.
6 июля блокировка Рады представителями «Батькивщины» и «Радикальной партии» удивительным образом совпала с Всеукраинским маршем протеста против повышения коммунальных тарифов в Киеве. Колонны демонстрантов проследовали к Верховной Раде, а оттуда к зданию украинского Кабмина.
СМИ приводили различные сведения о количестве людей, принявших участие в протестных мероприятиях. СМИ сообщали то ли 5 тысячах, то ли о 20-ти. Сами организаторы насчитали 30 тыс. участников митинга. Причина протеста — повышение с 1 июля на Украине тарифов на отопление, горячую и холодную воду. До этого в стране в несколько раз были повышены тарифы на газ.
Глава Федерации профсоюзов Украины Григорий Осовой, который и выступил формальным организатором митинга, заявил, что сможет при необходимости вывести на улицы гораздо больше людей, поскольку «наш марш протеста собрал всего 0,5% членов профсоюзов». Он добавил, что его организация готова к более серьезным действиям, если власть не услышит требований протестующих.
Позднее профсоюзные лидеры отправили делегацию к премьер-министру Украины Владимиру Гройсману. Помимо снижения тарифов, они требовали поднять минимальный уровень заработной платы до 3067 гривен, а также повысить пенсии и стипендии. В правительстве в свою очередь заявили о том, КТО что тарифы подняли до уровня рыночных по требованию МВФ.
Сыграть на теме тарифов
Как заявил директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник в комментарии Ukraina.ru, властям следует быть очень осторожными с растущими протестными настроениями.
«Протесты 6 июля, в разгар лета, это очень опасный сигнал для власти. Люди, как правило, не митингуют летом. Если они вышли протестовать в период отпусков, то это говорит о реальном социальном кризисе. В это время люди обычно отдыхают, тарифы ЖКХ находятся на минимальном уровне», — рассказал эксперт.
Не секрет, что массовые протестные мероприятия редко возникают стихийно. 6 июля их формальными организаторами выступили профсоюзные организации Украины. Однако за профсоюзами стоят серьезные политические игроки.
«Существует определенная группа организаторов, в которой представлены интересы «Батькивщины» и «Радикальной партии» Ляшко. Формально протесты организованы украинскими профсоюзами, близкими к «Батькивщине», много представителей левых партий, социал-демократических партий. То есть тех политических сил, которые выступают за повышение социальных стандартов», — рассказал Руслан Бортник.
Привезти в Киев даже 5 тыс. человек со всей Украины стоит немало денег. Так, за билет на поезд из соседних Черкасс до Киева нужно заплатить 183 грн. Дорога туда и обратно для 5 тыс. человек, таким образом, стоит не менее 1,8 млн грн. Из большинства других регионов Украины добираться до Киева будет дороже. А еще есть затраты на питание, символику и плакаты. Все это в целом обходится в довольно круглую сумму. Впрочем, нельзя исключать и того, что к протестам присоединились и просто неравнодушные киевляне.
Политический соблазн
«70-80% украинцев негативно настроены в отношении власти, негативно оценивают курс государства, негативно оценивает социально-экономическую ситуацию. Фактически, кто первый возглавит этот протест, тот, скорее всего, и станет лидером нового политического цикла, сможет выдвигаться кандидатом на президентские выборы — это огромный политический соблазн», — отметил Руслан Бортник.
Ставки слишком высоки. А потому заинтересованные партии могут проигнорировать позицию западных партнеров Украины, не заинтересованных в массовых протестах в стране. Тактическая цель «Батькивщины» и РПЛ — досрочные парламентские выборы, а нынешний протест — больше демонстрация угрозы, чем реальное противостояние.
Тарифная тема находится в состоянии анабиоза. Тарифы повысили, но первые платежки с новыми цифрами люди получал лишь осенью. Нынешний протест — своего рода тренировка, пробный камень.
«Пока люди только за горячую воду получили платежки. — говорит экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко. — Потом электроэнергия с первого сентября почти на 30% возрастет, а потом они первые платежки за тепло увидят, и будет совершенно другая реакция. Два сценария: либо мозги у власти включатся, и это будет нормальный, равноправный, паритетный экономический диалог, либо они не включатся — тогда это будет уже политическое решение», — подчеркнул он.
«Батькивщина» и РПЛ подогревают ситуацию вокруг тарифов. Именно для этого их фракции 5 и 6 июля, синхронно с протестами, блокировали Верховную Раду. В случае несговорчивости власти они постараются максимально раскачать эту тему осенью.
Экономически необоснованная цена
Как отметил в комментарии Ukraina.ru сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, с помощью увеличения тарифов на тепло и горячую воду власти вышли на уровень рентабельности коммунальных предприятий.
«Есть тариф на газ, его украинская власть решила повысить до уровня так называемого импортного паритета с первого мая текущего года. Исходя из этого тарифа рассчитываются тарифы на тепло и горячую воду. Как раз с первого июля в тарифы на тепло заложили новую цену на газ», — сказал эксперт.
В то же время Алексей Кучеренко считает, что в действительности украинские предприятия сферы ЖКХ давно рентабельны.
«Есть такой великий наш юморист советско-украинско-российский Михаил Жванецкий, который говорил: «ребята, давайте воровать с прибыли, не надо воровать с убытков». Так вот я с уверенностью утверждаю: вся жилищно-коммунальная отрасль научилась изображать из себя крайне убыточных, воруя колоссальные деньги на этих убытках», — заявил он в комментарии нашему изданию.
По его мнению, ни о каком повышении тарифов нельзя говорить до тех пор, пока не будет прозрачной тарифной методологии, стимулирующей экономию, и процедуры утверждения тарифов, в которой будет представлен потребитель, перед которым поставщики эти тарифы будут защищать.
«Там абсолютно завышенные потери, завышены все нормативы, списание абсолютно лишних затрат, теневые схемы закупки, и прочая, и прочая. И точно такое же наблюдается и в энергетике, и в «Укргаздобыче». И все вместе хотят свои аппетиты положить на плечи конечного потребителя», — возмущается эксперт.
Действительно, описанные Кучеренко схемы и методы повсеместно используются руководством коммунальных предприятий на Украине. Вот только несколько скандалов, просочившихся в прессу за последние два года.
В течение 2013-2015 годов запорожское КП «Водоканал» нанесло бюджету убытков на 270 миллионов гривен. При этом неэффективное руководство предприятием нанесло Водоканалу убытков на 1,2 млрд. В феврале проверка тогда еще днепропетровского горсовета (сейчас город переименован в Днепр) выявила нарушения на КП «Днепропетровские тепловые сети» в размере 87 млн гривен. В декабре 2014 года прокуратура выявила в Харьковских теплосетях выявила масштабные хищения госсредств. Через 135 специально созданных фиктивных контрагентов было выведено 23 млн грн.
Список можно продолжать долго. Городские коммунальные предприятия давно стали кормушкой для коррумпированных украинских чиновников. Огромный коррупционный потенциал содержит в себе и способ, который власть предлагает для решения проблемы неплатежей за услуги ЖКХ — субсидии.
Рыба с душком
Философы давно спорят о том, как лучше накормить голодного — дать ему рыбу или удочку. Хотя более полезным способом считается второй, власти Украины предпочитают первый. Вместо того, чтобы создать рабочие места и стимулировать экономический рост, государство раздает субсидии. Эти субсидии стали кормушкой для многочисленных чиновников. Один из последних примеров — средства, предназначенные для выдачи субсидий малоимущим.
Местные чиновники попросту саботировали работу в этой сфере. В значительной части регионов страны полагающуюся помощь получали менее половины граждан. При этом деньги расхищались. В частности, выписывались субсидии на «мертвые души»: людей, зарегистрированных в квартире, но временно не проживающих, пропавших без вести и т. д. Средства выводились через городские коммунальные предприятия. О таких нарушениях в Одесской, Черновецкой, Харьковской и Закарпатской областях заявлял в июле прошлого года занимавший тогда должность премьера Арсений Яценюк.
При этом, как отмечает Дмитрий Марунич, даже если абстрагироваться от коррупционной составляющей, субсидирование не сможет решить проблему неплатежей в сфере украинского ЖКХ. Это приведет к весьма печальным последствиям для отрасли и потребителей.
«Субсидии не решат проблему неплатежей. Будут расти долги, будут ограничиваться поставки и возникать сбои в поставках отдельных видов энергоносителей, в частности технологического газа для производства тепла», — констатирует он.
Все дело в том, что на текущий момент на получение субсидий могут претендовать более 60% жителей Украины — это недопустимый уровень, поскольку государство просто не найдет на это достаточно средств, считает Алексей Кучеренко. Чтобы избежать масштабных неплатежей за коммунальные услуги, правительство должно при формировании тарифов учесть реальный уровень доходов населения, отмечает он.
«Таких людей должно быть максимум 10%, ну может 15%. И тогда можно говорить о субсидиях, и тогда можно говорить о других вещах и об энергосбережении. Если это 60%, то это тупик. Они не с того конца начали разматывать этот клубок противоречий. Люди могут заплатить столько, сколько могут, власти должны подстроиться под их реальную платежеспособность», — уверен эксперт.
Тем более что у коммунальных предприятий есть весьма значительные внутренние резервы, позволяющие заметно снизить тарифы. Это и неэффективное управление, и завышение расходов, и коррупция.
Конец истории украинского ЖКХ
Пока политические партии используют вопросы ЖКХ для того, чтобы побороться за власть в стране, сама проблемная отрасль все больше приходит в упадок, несмотря на постоянный рост тарифов.
«Пока не будет справедливой цены, у нас будет рост задолженности и невероятно низкое качество услуг. К примеру, несмотря на гигантские тарифы в Киеве коммунальщики прекратили все ремонтные работы на теплотрассах. Возникает вопрос: когда они будут делать ремонт — когда морозы ударят? Тарифы выросли, люди возмущаются — но при этом качество работ коммунальных служб упало дальше некуда», — рассказал нашему изданию президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Но все, что сейчас заботит правительство и наблюдающего за ним МВФ — это дефицит бюджета «Нафтогаза». Именно он, этот дефицит — один из ключевых параметров, по которому оценивают эффективность работы Кабмина кредиторы и доноры. И это донельзя исказило всю систему взаимоотношений в энергетике и ЖКХ.
Так, еще в июне 2014 года для уменьшения дефицита «Нафтогаза» правительство Яценюка приняло постановление Кабмина №217, вводящее режим спецсчетов расчета за газ. С этого момента все средства, которые платили граждане за тепло и горячую воду, поступали коммунальным предприятиям только после того, как с них производилась оплата расходов коммунальных предприятий энергокомпаниям за газ и электричество. Это позволило улучшить состояние финансов «Нафтогаза».
В декабре 2015 года бывший глава Минфина Наталья Яресько решила свести дефицит «Нафтогаза» к нулю уже к апрелю 2016 года. Это было необходимо для получения нового транша МВФ к этому сроку. А потому 18 декабря 2015 года в постановление Кабмина №217 года внесли изменения, согласно которым с 1 февраля 2016 года городским теплосетям оставляли только средства на выплату зарплат.
Например, в случае с запорожскими «Городскими теплосетями» 90,1% средств перечисляются энергокомпаниям «Нафтогаз» и «Запорожгаз», на зарплаты и все остальные расходы остается всего 9,9%.
В результате коммунальные предприятия стали стремительно накапливать долги перед поставщиками электроэнергии, водоканалами, поставщиками расходных материалов и ГСМ. Однако МВФ не мониторит показатели этих компаний, «Нафтогаз» — вот все, что их волнует.
Таким образом латается дыра, возникшая в финансах «Нафтогаза» из-за ошибок управления, в надежде получить очередные транши от МВФ, США и других кредиторов на общую сумму $16 млрд. Именно такие цифры на днях озвучил премьер Владимир Гройсман.
Получит ли страна эти деньги, до сих пор доподлинно неизвестно. Уже давно не апрель, а траншей МВФ все нет.
Тем временем украинское ЖКХ все больше приходит в упадок. Оценить его степень сложно, поскольку, как сообщил нам Александр Охрименко, статистика об уровне износа коммунальной инфраструктуры в открытых источниках не публикуется.
Однако если вспомнить недавнее заявление внештатного эпидемиолога Минздрава Ирины Колесниковой о том, что только для замены изношенного водопровода в стране нужно не менее €80 млрд, то можно с уверенностью предположить: всех иностранных кредитов, на которые так рассчитывает украинское правительство, не хватит даже на водопровод, не то, что на страну.