На прошедшем заседании члены Кабинета министров одобрили прогноз экономического и социального развития страны на 2017 год и основные макропоказатели на 2018 и 2019 годы. Согласно позитивному сценарию, в следующем году рост ВВП ожидается на уровне 3%, инфляция — 8,1%. Негативный сценарий предусматривает прирост ВВП на 1,5% и инфляцию в 10%.
Эксперты, опрошенные изданием Ukraina.ru, назвали приведенные правительством показатели не соответствующими сложившейся на Украине ситуации.
«В этих сценариях нет абсолютно никаких экономически обоснованных расчетов: для показателя ВВП Кабинет министров взял кальку с меморандума МВФ, а рост инфляции и вовсе взят с потолка, потому что на сегодняшний момент нет никаких объективных расчетов. Например, в аналогичном прогнозе на 2015 год $1 должен был стоить 11,5 гривен», — заявил президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
В прошлом году средний курс американской валюты на Украине составил 22,5 гривны, то есть практически вдвое больше прогнозируемого показателя.
«Беда заключается в том, что по прошествии времени руководство не заставляют ответить за представленные ранее сценарии развития экономики. Кроме того, для составления реалистичного прогноза необходимо в первую очередь провести оценку состояния экономики, признать наличие кризиса, честно посчитать расходы и доходы населения. Действительно, все понимают, что тогда будет не такая красивая картинка, но она будет справедливой», — сказал Охрименко.
В свою очередь, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко в интервью изданию Ukraina.ru подчеркнул, что показатель инфляции на уровне 10% в 2017 году выглядит как нонсенс, если учесть, что в 2014 и 2015 годах она составила порядка 90%.
«Украина испытывает колоссальные проблемы с ростом ВВП. Как я понимаю, и в позитивном, и в негативном сценарии он рассчитан, исходя из того, что есть какая-то подвижка по экспорту, поэтому есть небольшое барахтанье. После падения экономики на 20% прогнозировать рост при позитивном сценарии на протяжении последующих лет на уровне около 3% в год нонсенс. Это значит, что для того, чтобы вернуться на докризисный уровень, нужно около 7 лет», — заявил он.
Устенко уверен, что показатели по негативному сценарию могут быть хуже, поскольку основной торговый партнер Украины — Европейский союз, на долю которого приходится около 40% украинского экспорта, — продолжит девальвировать свою валюту в связи с выходом Великобритании из состава сообщества. Он допускает ослабление евро по отношению к доллару до 10% уже в ближайшие месяцы, а это означает, по мнению Олега Устенко, что Украина может потерять 2% своего ВВП.
«Нужно развивать другие компоненты и молиться не на нормализацию ситуации на мировых рынках, а на принятие украинским правительством мер по улучшению инвестиционного климата. И уже потом в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе можно надеяться на повышение инвестиционной привлекательности, и только после этого страна сможет показывать темпы роста куда большие по сравнению с анонсированными Кабинетом министров», — заявил Устенко.
По словам советника по вопросам реформ при Кабинете министров Ивана Миклоша, в случае реализации реформ, прежде всего в сфере делового климата, привлечения инвестиций, реструктуризации промышленности и приватизации, Украина через два-три года сможет добиться стабильного роста ВВП на уровне 6-7% в год. Министерство финансов Украины прогнозирует, что $1 в следующем году будет равняться 27,2 гривнам.
Напомним, по итогам 2015 года девальвация гривны составила 48,7%, рост уровня потребительских цен достиг рекордного уровня за 20 лет — 43,3%. Британское издание The Economist признало украинскую экономику самой слабой в мире. Кроме того, Украина заняла 130 место из 168 позиций в индексе восприятия коррупции, составленном международной правозащитной организацией Transparency International.