Минувшие выходные отметились беспрецедентным в истории постреволюционной Украины массовым арестом людей, связанных с сферой добычи и перерабокти газа. Всего за три дня районные суды Киева выдали разрешения на арест ряда людей, имеющих отношение к энергетике Украины. Среди них — бывший замглавы «Нафтогаза» Александр Кацуба.
Кацубе вменили превышение полномочий, благодаря которому, по мнению прокуратуры, он присвоил 450 млн грн. государственных средств.
Параллельно с этим набирает оборот скандал, связанный с народным депутатом Александром Онищенко, которого просят лишить неприкосновенности Национальное антикоррупционное бюро Украины и Антикоррупционная прокуратура Украины за «разворовывание государственного имущества в виде газа украинской добычи». На выходных по этому обвинению количество арестованных довели до 10 человек, сумма назначенного залога для которых превысила 1 млрд грн. По одному лишь Кацубе назначен залог в те самые 450 млн грн.
Такая синхронность заставила многих задать вопрос: не связано ли задержание Кацубы с делом Онищенко? И вообще активизацией расследования уголовных дел в отношении представителей "семьи Януковича".
Два абсолютно разных дела
«Кацуба никакого отношения к Онищенко не имеет. Их не стоит валить в одну кучу. Это совершенно разные процессы», — подчеркнул в комментарии Ukraina.Ru эксперт по вопросам энергетики Дмитрий Марунич.
Кацубе инкриминировали присвоение имущества путем злоупотребления служебным положением. Следствие полагает, что он присвоил 449,9 млн грн., принадлежащих «Нафтогазу» (примерно 1 138,5 млн руб.).
«Его приняли за то, что он подписал договор, когда главой «Нафтогаза» был Бакулин. Но тогда там была такая практика, что часть договоров подписывало не первое лицо, а замы. Вот Кацуба и был один из замов. Почему это делалось, уже другой вопрос», — отмечает Марунич.
Примечательно, что и народный депутат Сергей Лещенко уверен: Кацуба связан не с Онищенко, а совсем с другими представителями политического и экономического истеблишмента Украины. А именно — с прошлой властью.
«Вчера арестовали младшего из братьев Кацуб — Александра. Это хорошая мишень, но лишь бледная тень своего старшего брата, должность которого он занимал в наследство в «Нафтогазе» — бывшего депутата Сергея Кацубы. Именно Сергей Кацуба — главный схематехник по делу разграбления «Нафтогаза» Курченко. Младший брат лишь продолжил дело старшего», — уверен Лещенко.
Младоолихарха Сергея Кученко на Украине называют одним из «кошельков» экс-президента страны Виктора Януковича. По мнению украинских медиа, Курченко был «зиц-председателем», на которого и было оформлено имущество президента и его ближайшего окружения.
В то же время, некоторые украинские СМИ, ссылаясь на свои источники в Генпрокуратуре Украины отмечают: дело против замглавы «Нафтогаза» — это сигнал опальному олигарху Игорю Коломойскому, который в свое время обещал Курченко «решить проблемы» на Украине. Сейчас Коломойский пытается принять участие в приватизации Одесского припортового завода и усилить влияние на политику, вот его и хотят «осадить».
Как отмечает в комментарии Ukraina.ru Марунич, связь Кацуба-Коломойский не стоит списывать со счетов. Но чтобы говорить об этом с полной уверенностью следствие должно найти серьезные доказательства.
Рента на шее
«Дело Онищенко» совсем из «другой оперы».
В марте 2015 года с подачи «Сапомощи» рента на совместно добытый с государством газ для частных компаний выросла до 70%.
«Они (смежники — ред.) начали искать схемы ухода от такой ренты. Ведь при ней добыча газа была экономически нецелесообразна. Ведь вместе с другими платежами с операционными средствами на поддержание деятельности, суммы выплат государству превышали суммы, полученные от продажи газа», — отмечает Марунич.
Собственно, одну из таких схем и вменяют Онищенко и его компаниям. Как заявил глава Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий рассказал, что «компании Онищенко» незаконно завладевали денежными средствами в рамках сотрудничества с «Укргаздобычей». В схеме были задействовали фиктивные биржи, где устанавливалась заниженная цена на газ. После чего газ сбывали на подконтрольные группировке предприятия. Разница между заниженной и рыночной ценой на газ и составляла доход группы. По словам Холодницкого, государству нанесли убыток почти в 3 млрд грн..
«Тут двоякая ситуация. Если верить органам, Онищенко действительно нарушал закон потому, что другие субъекты рынка платили ренту. Но я думаю, что он не один. Не могу исключать, что и к другим компаниям, работающими с «Укргазодобычей», появятся вопросы», — отмечает Марунич.
По его словам, высокая рента вводилась специально для того, чтобы уничтожить совместную добычу газа.
«В рамках совместной деятельности добывалось в последние годы 2,5 млрд кубов газа. При этом, «Укргаздобыча» добывала 15 млрд кубов газа… Эта рента (70% — ред.) — это неравные условия налогообложения, в мире так никто не делает.», — отмечает Марунич.
Из-за ренты добыча начала снижаться, а смежники начали искать обходные схемы, из-за чего и попали в беду.
Сам Онищенко уверяет: времена на Украине стали хуже, чем при Януковиче. А дело в отношении него — примитивный «отжим» бизнеса.
«При Януковиче приходили, отбирали в долях. Сейчас же бизнес сперва обкладывают сумасшедшим налогом, чтобы работа уходила в «минус», потом накручивают на руководство уголовные дела, чтобы меньше возмущались. А дальше они требуют денег, чтобы все эти вопросы погасить. В итоге бизнес просто отберут, и он перейдет в другие руки», — рассказывает сам народный депутат.
Что касается обвинений в неуплате ренты за добычу газа, то Украина скоро получит деньги от Онищенко.
«По ренте мы взяли отсрочку платежа. И собираемся платить сейчас. По 100 млн каждые два месяца. Пока мы работаем в минус, нам нет смысла это делать. 70% дохода от продажи газа мы уплачиваем государству в качестве рентных платежей, 10% — должны платить «Укргаздобыче» за подготовку углеводородов. Еще 20% это скидка потребителям от цены НКРЕ… Грубо говоря, мы будем добывать газ, нам снизят ренту, и мы будем погашать долги продукцией», — уверяет Онищенко.
По его словам, его дело имеет и политический окрас. Онищенко уверяет — монополиста в сфере добычи украинского газа хотят отдать США. Это еще одна из причин, по которой начался процесс против него.
««Укргаздобычу» уже давно готовят на продажу под американцев. Об этой грядущей приватизации нам уже в открытую говорят. И мы для них как кость в горле, которую нужно вытащить и куда-то деть. То есть нас подвешивают и говорят: либо мы сейчас разорвем с вами договора, либо отдайте компанию (компанию Онищенко — ред.) за бесценок», — отмечает нардеп.
Несвязанные между собой дела Онищенко и Кацубы выстрелили «дуплетом» в информационное пространство Украины. Собственно, это и была цель тех, кто их инициировал.
«Пришел Луценко. Нужно показать работу. Ситуация сейчас нестабильная. Нужны великие победы, чтобы часть электората, еще ориентированного на лидеров Майдана, не разбежалась окончательно. Взяли дела, по которым вероятнее всего «перемога» и начали их раскручивать», — резюмирует Марунич.
И действительно, ранее Луценко в Европарламенте пообещал подвижки в расследовании громких коррупционных дел. Судя по всему, дела Кацубы и Онищенко — это как раз первые, «пробные камни» Луценко в качестве Генпрокурора.