15 июня пресс-секретарь украинского президента Петра Порошенко Святослав Цеголко в своем аккаунте в Twitter бодро отчитался о «европейском выборе» украинской экономики.
«С 32% до 8,5% уменьшилась доля РФ в товарообороте Украины. Но доля ЕС выросла до 41%», — написал он.
З 32% до 8,5% впала частка РФ у товарообігу України. Але частка ЄС зросла до 41%
— Svyatoslav Tsegolko (@STsegolko) 15 июня 2016 г.
Кроме бьющего ключом еврооптимизма в этом заявлении сложно что-либо разглядеть. Судите сами: остается только догадываться о том, за какой период приводится сравнение, насколько увеличилась доля Евросоюза, вырос ли в целом украинский товарооборот или уменьшился, и как изменилось соотношение экспорта и импорта в украинской внешней торговле. Ukraina.ru вместе с экономистом Александром Охрименко дает ответы на эти вопросы.
Первое место — экспорт в Россию
Как оказалось, никакими серьезными успехами в торговле с ЕС Киев похвастаться не может.
«У нас и до Майдана Евросоюз занимал первое место — было 32%, сейчас 41%. Это не новость», — подчеркнул Охрименко.
Кроме того, хотя Киев многое сделал для того, чтобы разорвать экономические отношения с Москвой, Россия остается главным экономическим партнером Украины — как в части экспорта, так и импорта. При этом и импорт, и экспорт показывают очень сильное падение после Майдана.
Охрименко предложил для наглядности взять данные украинского Госстата за первые четыре месяца 2015 и 2016 года. Он также отметил, что некорректно сравнивать внешнюю торговлю Украины с Евросоюзом, объединением из 28 государств, и Россией — так никогда не делал даже украинский Госстат, сравнивая торговлю с объединениями — например, с ЕС, СНГ и Таможенным союзом.
Эксперт также считает необходимым сравнивать страны со странами, а также импорт с экспортом. Детей еще в начальной школе учат работать со сравнимыми величинами.
При таком строгом подходе выясняется, что экономические связи Украины и РФ до сих пор крепки.
«Украина все равно экспортирует в Россию больше, чем в любую другую страну», — подчеркнул Охрименко
На втором месте — экспорт в Китай, на третьем — в Египет и только на четвертом — в Польшу, страну Евросоюза. Потом идет Турция, потом Италия, потом Индия. Затем Германия, Испания и Венгрия. Причем в европейские страны экспортируется в основном сырье и продукция низкого уровня переработки.
Как видим, несмотря на все усилия нынешней власти и определенные успехи по уничтожению торговли с РФ, северный сосед Украины все еще главный покупатель ее товаров.
Торговля не растет
В целом же объемы украинской внешней торговли после Майдана показывают устойчивое снижение.
«И экспорт, и импорт упали колоссально. Сравним первые четыре месяца 2016 и 2015 годов: экспорт из Украины в СНГ упал на 35%», — отмечает Охрименко.
Падение украинского экспорта в Россию за данный период составило 13%.
Относительный рост торговли с ЕС не может компенсировать это падение, кроме того, во внешней торговле с Евросоюзом наблюдается отрицательный платежный баланс — и это наносит украинской экономике серьезный удар.
«Экспорт в Евросоюз вырос на 0,7%, а импорт из ЕС вырос на 2,1%. В целом по внешней торговле образовалось очень большое отрицательное сальдо, более $800 млн. То есть импорта на $800 млн больше, чем экспорта», — констатировал украинский экономист.
Ложь и статистика
Таким образом, победные реляции Администрации президента в очередной раз оказались не соответствующим действительности. Особенно обидно для нынешних властей то, что и в списке украинских импортеров Россия прочно занимает первое место — несмотря на все политические разногласия. Страны Евросоюза появляются в нем только на третьей позиции.
На втором месте Китай, и лишь после поднебесной следует Германия, в основном продающая украинцам автомобили. Четвертая — Белоруссия, пятая — Польша, что связано с тем, что Киев закупает якобы «польский», а на самом деле российский газ. Потом идет США (уголь), Франция — там лекарства. Затем Словакия, добившаяся невероятных успехов в перепродаже на Украину импортных товаров, прежде всего российского газа.
Так что, перефразируя классика, можно с уверенностью сказать: «поздравляем, гражданин Цеголко, соврамши». Попытка превратить «позорный недуг» украинской экономики в «подвиг» снова не удалась.
Сколько еще украинским властям удастся утаивать «шило в мешке» сказать трудно, однако история показывает: можно долго и безнаказанно лгать одному человеку, некоторое время обманывать многих людей одновременно, однако сколь угодно долго бесстыдно лгать целому народу невозможно. Ложь имеет свойство надоедать, а терпение — лопаться.