Выступая на представлении Юрия Луценко коллективу Генпрокуратуры, президент Украины заявил: Луценко волен действовать без оглядки на кого бы то ни было.
«Не прикрываясь ни политическими, ни какими-либо другими причинами, у вас развязаны руки. Дайте результат! Это касается Майдана, это касается Одессы, это касается преступлений бывшей власти», — обратился президент и к прокурорам.
Расследование резонансных дел — не новая задача для Луценко. Он уже сталкивался с этим в бытность главой министерства внутренних дел. После «Оранжевой революции» и своего назначения на должность Луценко обещал «расследовать убийство Вячеслава Черновола», убийство журналиста Георгия Гонгадзе, посадить «банду Януковича» и справится с тем, что не удалось предшественникам. Но через пару лет запал пропал.
«Ежегодно мы выявляем 15, а в этом — 18 тысяч чиновников, разворовывающих государственный и местный бюджеты… Мы их выявляем и по закону передаем следствие в прокуратуру. Так чья вина, что они не сидят?», — горячо оправдывался Луценко в 2009 году, намекая, что уголовные дела не доходят до логического завершение из-за коррумпированности судов и нерадивости прокуроров.
И вот теперь он — не просто снова в строю, а руководит структурой, которая по его словам, и мешала ему довести все дела до ума во времена президентства Виктора Ющенко. Ждет ли на этом поприще его успех?
«Президент не за тем ставил на это место Луценко, чтобы он трогал неприкосновенные темы», — отмечает в комментарии «Украина.Ру» бывший советник Луценко, журналист и бывший милиционер Константин Стогний.
Главная задача главы ГПУ — проводить политику президента. Но даже если бы Луценко и хотел заняться расследованием громких дел, у него вряд ли бы получилось. По словам Стогния, в прокуратуре нет специалистов, которые могут качественно расследовать резонансные дела. Все те, кто мог это сделать, уволились год-два назад.
«Некоторые прокуроры не могут отличить разбой от кражи. С таким профессиональным ядром в принципе невозможно быстро расследовать сложные дела», — отмечает Стогний
Другой человек, знающий Луценко — адвокат Татьяна Монтян. По ее словам, она помнит Луценко со времен «Украины без Кучмы» и очень сомневается в его качествах как генпрокурора.
«Единственное, что он сделает — попробует расправиться с какими-то оголтелыми врагами Порошенко», — уверена Монтян.
Непростой дуэт
Успешное заимодействие ГПУ и МВД — краеугольный камень эффективной работы по расследованию уголовных дел. Министерство внутренних дел возглавляет член «Народного фронта» Арсен Аваков. Членство в политсиле Арсения Яценюка, у которого с президентом явно натянутые отношения, может отразиться и на работе ГПУ.
«Понятно, что будут проблемы в отношениях между ГПУ, которую возглавляет человек Порошенко, и МВД, которое возглавляет человек Яценюка. Вообще, следующая кадровая задача Порошенко — избавиться от Авакова. Думаю, без Луценко справиться с Аваковым будет сложно», — рассказал в комментарии «Украине.Ру» политолог Михаил Погребинский.
Он уверен, что эта задача — убрать Авакова — вполне решаемая, ведь перевыборов больше опасается «Народный Фронт», а не БПП.
Бывший милиционер Стогний отмечает: в самом министерстве внутренних дел накопилось достаточно проблем. Так что Луценко будет что предъявить Авакову.
«Есть все аргументы для того, чтобы показать министерству внутренних дел, что оно управляется из рук вон плохо. Я думаю, что будут показательные, демонстративные, и притом справедливые «казни» милиционеров», — отмечает Стогний.
Сам Аваков пока лишь поприветствовал назначение Луценко Генпрокурором. «Все же есть что-то мистически справедливое в том, что неправедно осужденный мужчина становится генпрокурором», — написал министр в своем Facebook.
В ГПУ все неспокойно
Еще один непростой вопрос — кадровые перестановки. Министр Луценко заполнился жестким кадровым переформатированием личного состава МВД. Запомнится ли им прокурор Луценко? На публике все тихо. Один из бывших опальных заместителей генпрокурора Давид Сакварелидзе уже успел похвалить нового главу ГПУ. Но это не растопило сердце Луценко.
«Уважаю его, но думаю, что он может помогать в качестве члена коллегии, наблюдательного совета. По сути Давид выбрал политику. Простите, но политика в ГПУ может быть только одна, которая определена в Конституции и в других законах Украины», — ответил новый генпрокурор о Сакварелидзе.
Но если Сакварелидзе — бывший зам, то как быть с действующими? Тем более, с теми, кто еще в апреле явно и недвусмысленно выступил против назначения Луценко. Так, в апреле четыре заместителя главы ГПУ — Юрий Столярчук, Юрий Севрук, Роман Говда и Олег Залиско — обратились к президенту Украины Порошенко и тогда еще главе парламента Гройсману с просьбой не назначать на пост генпрокурора человека без образования. Их поддержал ряд руководителей региональных и военных прокуратур. Теперь этим людям придется несладко.
«Нижнее — среднее звено переживает, что они будут выведены за штат и произойдёт то, что было с милицией: начнется аттестация, переаттестация. Заместители знают свою участь и уже готовы к отходу, пакуют чемоданы. Те заместители, которые были уволены до Луценко, напротив, теперь приехали в Генпрокуратуру в надежду на восстановление», — делится прогнозами Стогний.
В итоге, больше всего боится нового главу ГПУ среднее и нижнее звено. По словам Стогния, те, кто мог найти себе применение на гражданке ушли после Майдана. У тех, кто остались в прокуратуре, нет другого выхода: либо они не востребованы в других отраслях, у них есть обязательства, или они прикрывают свой или чужой бизнес. Потому и боятся.
Примечательно, что министр юстиции Павел Петренко уже попросил Луценко уволить около 400 прокуроров. Это те, кто определены Минюстом как не прошедшие люстрацию.
«Новый генпрокурор повыгоняет прокуроров и соберет с них мзду за переназначение. И это дурачье, которое последовательно заплатило деньги Махницкому, Яреме и Шокину, теперь заплатит еще и Луценко», — иронизирует Монтян.
В общем, ближайшие недели будут напряженными не только для прокуратуры, но и для МВД.