Система, которая работает наполовину

Сегодня украинская пенсионная система настолько разбалансирована, что того и гляди перестанет существовать. Пенсионный фонд (ПФ) за счёт социальных отчислений наполняется всего наполовину, недостающие в этом году 141,3 млрд гривен придётся перечислять из госбюджета.

Отчасти это связано с зарплатами «в конвертах», отчасти — с демографической ситуацией в стране. К тому же за последние 26 лет система выплаты пенсий обросла дополнениями и исключениями, которые сделали её неэффективной.

Четверть расходов ПФ приходится на соцвыплаты, которые никак не связаны с уплатой страховых взносов. За счёт Фонда платят пенсии инвалидам войны и участникам боевых действий, пенсии за выслугу лет, компенсируют уплату соцвзносов работающим инвалидам на предприятиях УТОС и УТОГ и т.д. Логично было бы, чтобы эти выплаты шли из бюджета.

ПФ платит льготные пенсии за вредные условия труда вместо предприятий, которые по закону должны платить такие пенсии, но обанкротились (на самом деле или фиктивно, чтобы избежать выплат). Задолженность таких предприятий перед Фондом превысила 10 млрд гривен.

Пенсионная система несправедлива. Вы помните, у Оруэлла в «Скотном дворе» есть момент, когда правило «Все животные равны» дополняется фразой «Но некоторые равнее других». Таких дополнений к пенсионной системе было довольно много за 26 лет независимости. В результате у депутатов, госслужащих, судей, прокуроров, журналистов и многих других появились специальные пенсии. Представители некоторых профессий получили право выходить на пенсию досрочно — за выслугу лет.

На заслуженном отдыхе: у кого самые большие пенсии на Украине - Finance.ua
© РИА Новости, Павел Паламарчук | Перейти в фотобанк

Часто спецпенсии бывают выше обычных пенсий по возрасту. Средний размер пенсии депутатов и топ-чиновников — свыше 15,1 тысячи гривен, прокуроров и дипломатов — свыше 9,4 тысяч, судей — без малого 22 тысячи. Средний размер обычной пенсии — 1,7 тысячи гривен (все данные по состоянию на 1 января 2017 года).

Наконец, сегодня право на пенсию имеет любой гражданин со стажем работы 15 лет. То есть достаточно отработать эти полтора десятка лет легально, и можно экономить на социальных отчислениях, работая неофициально. В итоге из 26,3 млн украинцев трудоспособного возраста отчисления в ПФ платят только 12,8 млн. И за счёт этих взносов каким-то образом нужно платить пенсии примерно 12 млн пенсионеров.

Пенсионный фонд сегодня — это «чёрная дыра» бюджета, что вызывает беспокойство в правительстве и в офисах основных украинских кредиторов. МВФ уже назвал пенсионную реформу обязательным условием для получения следующего транша кредита под низкую ставку. Без этих денег и с такой «пробоиной» в госбюджете Украине будет тяжело перезапустить пострадавшую от революции, войны и кризиса экономику.

Болезненные перемены, но только для будущих пенсионеров

Понимая ситуацию, правительство разработало пенсионный законопроект 6614, который снимает основную часть проблем существующей системы. Законопроект этот не всем понравится, потому что предусматривает ужесточение правил начисления пенсий и сокращает количество исключений.

Однако уже вышедшие на пенсию украинцы не постадают. Во-первых, ужесточения их не затронут. Во-вторых, реформа пенсионной системы увязана с повышением размера выплат тем, кто уже вышел на пенсию. В-третьих, пенсии работающим пенсионерам будут выплачиваться в полном объеме (сейчас 85%).

Что касается будущих пенсионеров, то им придётся приложить больше усилий, чтобы выйти на пенсию. Будут упразднены специальные пенсии, пенсии за выслугу лет (кроме военных). Обязательный для выхода на пенсию в 60 лет размер трудового стажа будет повышен сразу с 15 до 25 лет, а затем постепенно к 2028 году дойдёт и до 35 лет. Те, у кого трудового стажа недостаточно, будут выходить на пенсию в 63 или даже в 65 лет.

Правительство заявляет, что удалось избежать повышения пенсионного возраста. Но, как видим, это заявление справедливо далеко не для всех случаев. Как уже говорилось выше, более 13 миллионов человек не платят взносы в ПФ, далеко не все они успеют набрать необходимый стаж после принятия изменений. Получается «потерянное поколение» будущих пенсионеров, которые будут получать государственную соцпомощь по достижению 65 лет. В законопроекте на этот случай предусмотрена возможность «докупить» несколько лет пенсионного стажа.

Подсластить горькую пилюлю должно было повышение выплат уже существующим пенсионерам на сумму от 150 до 2000 гривен уже с 1 октября 2017 года. Но уже понятно, что этого не случится — парламент затянул с рассмотрением законопроекта.
Верховная Рада поддержала реформу только в первом чтении, запланированное на 21 сентября 2017 года рассмотрение сорвалось. И это несмотря на визит в Раду премьер-министра Владимира Гройсмана.

Теперь премьер-министр озвучил новый дедлайн: 3 октября. Если Рада примет пенсионную реформу в ближайший вторник, пенсии можно будет поднять уже 7 октября, пояснил руководитель правительства. Президент Пётр Порошенко также заявил, что ожидает принятия пенсионной реформы на следующей неделе. Но этого может не произойти.

Депутаты хотят всё исправить

Парламентское большинство сформировало правительство, и теоретически должно бы поддерживать инициативы чиновников. В реальности большинство не работает как единое целое, и даже в одной фракции могут оказаться как сторонники, так и противники пенсионной реформы в редакции Кабмина.

Профильный комитет Верховной Рады рассмотрел более 2000 правок ко второму чтению законопроекта, и некоторые одобрил. Правки вызвали мгновенную негативную реакцию Всемирного банка и МВФ. Международные организации написали письмо в Кабмин, в котором высказали замечания. «Интерфакс-Украина» перечисляет такие спорные правки:

 

  • Выплата временной помощи неработающим лицам, которые достигли 60-летнего возраста, без необходимого для получения пенсии страхового стажа;
  • Индексация пенсий в 2018-2020 годах, а потом автоматически согласно формуле;
  • Введение накопительной пенсионной системы с 2019 года;
  • Расширение перечня видов деятельности, которую можно будет учитывать в стаж (учёба в вузе, предпринимательство упрощёнцев, декретные отпуска).

 

То есть депутаты снова предлагают включать в стаж годы, когда человек не платит взносы в ПФ. Также парламентарии опять навешивают на ПФ дополнительные социальные выплаты. Однако самая интересная и непредсказуемая по своим последствиям правка — запуск системы обязательного накопительного пенсионного страхования с 2019 года.

В ожидании пенсионных миллиардов

Первый уровень пенсионной системы — солидарный — предполагает, что работающие украинцы платят деньги в ПФ, откуда они тут же идут на выплаты нынешним пенсионерам. О реформе этой системы и говорит правительство.

Система обязательного накопительного страхования — это второй уровень пенсионной системы, который действует одновременно с первым во многих странах мира. В такой системе отчисления граждан аккумулируются в специальном фонде на индивидуальных счетах, а фонд ими распоряжается. Когда гражданин выходит на пенсию, то получает помимо обычных выплат из ПФ ещё и накопительную часть из другого фонда.

У Кабмина был законопроект №4608 о запуске второго уровня с 2019 года в сильно урезанном формате (для госслужащих и для работников производств с вредными условиями труда моложе 35 лет). Но в начале сентября правительство этот проект отозвало из-за того, что в проекте были обозначены уже прошедшие к тому времени сроки запуска реформы.

Вместо этого комитет Рады одобрил поправку о запуске системы накопительного страхования в основной пенсионный законопроект 6614. И не в урезанном, а в полноценном виде — для всех трудоспособных

Сама по себе идея запуска второго уровня пенсионного страхования — здравая. Теоретически она сделает систему более устойчивой. Но её нужно готовить так же тщательно, как и реформу солидарной системы. Запускать по сути ещё одну пенсионную систему поспешно «в нагрузку» к реформе первого уровня — большой риск.

Проблема №1 — коррупция.

Пример самого крупного негосударственного пенсионного фонда страны — фонда Нацбанка — показателен. В 2015 году СБУ возбудила дело о выводе из этого НПФа в «мусорные» ценные бумаги свыше 600 млн гривен. Эти деньги 10 тысяч сотрудников Нацбанка откладывали себе на старость.

Проблема №2 — нехватка инструментов для инвестиций и недостаточно строгое регулирование:

 

  • На Украине существуют единицы предприятий, чьи акции соответствуют высоким требованиям; 
  • Корпоративные облигации себя дискредитировали после кризиса 2009 года, когда ООО «Караван» объявил себя банкротом и не вернул кредиторам 190 млн гривен. Подобным образом поступали и другие компании; 
  • Гособлигации — тоже не выход. В ноябре 2016 года «Экономическая правда» писала о расследовании возможных манипуляций с гособлигациями на фондовом рынке. Причём в этой публикации среди прочих фигурируют компания ICU (финансовый советник президента Петра Порошенко) и украинская дочка венгерского ОТП-банка;
  • О надёжности банковских вкладов после историй с Дельтой, Надрой, «Финиками» и т.д. говорить не приходится.

 

В скорейшем запуске второго уровня заинтересованы владельцы страховых, финансовх компаний, банков. Многие из них представлены в парламенте напрямую или через лоббистов. Зачастую мы знаем о таких компаниях недостаточно. В случае успеха они будут получать миллионы за операции с деньгами украинцев, их мотивация понятно.

Но о чём в таком случае думает правительство и западные кредиторы, почему они с такой идеей не выступили сами?

Подозреваю, что они уже заранее думают, чем закрывать «дыру» в Накопительном пенсионном фонде, как это скажется на уровне госдолга, на росте цен и на курсе гривны. И как украинцы отреагируют на очередной налог с зарплаты в Накопительный пенсионный фонд, который на первых порах составит 2%, а затем постепенно вырастет до 7% и останется на этом уровне (именно такие параметры депутаты закладывали в отдельном законопроекте 6677). Добавит ли это политических баллов власти?

Андрей Яницкий
Оригинал публикации